Рецензия на книгу
Вечный человек
Гилберт Кийт Честертон
Pachkuale_Pestrini28 ноября 2014 г.Некто Грэм Грин, о котором я к моему стыду ничего не слышал, назвал данное произведение лучшей книгой, написанной в двадцатом столетии, а подобная характеристика, согласитесь, привелекает внимание. И вот, по прочтении я могу с уверенностью заявить, что хотя, по моему субъективному мнению, звание книги века - слегка преувеличнная регалия, "Вечный человек" весьма и весьма интересен.
По сути текст представляет собой религиозно-филсофский трактат о человеке, выбивающемся из стройного ряда всего, что населяет Землю, и Христианстве, стоящем особняком на фоне иных вероисповеданий и религиозных мировоззрений.
"Чтобы увидеть свой дом, лучше всего остаться дома; но если это не удастся, обойдите весь свет и вернитесь домой". Этими словами Честертон начинает свой рассказ, и эти слова можно взять за формулировку основного описательно-доказательного приема, используемого в тексте.
Для того, чтобы увидеть уникальность человека как такового, мы пытаемся смотреть на него как на животное. Для того, чтобы увидеть уникальность Христианства, мы пробуем посмотреть на него, как на "естественным образом сложившееся" религиозное учение.
Гилберт Кит Честертон - крайне умный, вдумчивый писатель, мысль его легка и остра, а кроме того он прекрасно владеет тем самым английским юмором, что добавляет чтению некоего задора и простоты, которая бывает так важна в разговоре о сложном.
Если бы я наткнулся на "Вечного человека" несколькими годами ранее, на заре моего неофитства, эта книга стала бы для меня вспышкой, озарившей мое миропонимание, открытием колоссального масштаба, и поэтому я однозначно в первую очередь рекомендую ее интересующимся людям, которые , так сказать, стоят в начале пути, людям, может быть, сомневающимся. Остальным я рекомендую "Вечного человека" как замечательное, умное, глубокое и при этом удивительно легкое для восприятия чтение.
"Одно из моих первых газетных приключений (или крушений) было таким: в небольшой рецензии на книгу Гранта Аллена «Эволюция идеи Бога» я заметил, что интересно бы прочитать Божью книгу «Эволюция идеи Гранта Аллена». Редактор вычеркнул эту фразу, убоявшись кощунства, а я повеселился.
Смешно как-никак, что он и не заметил, сколь кощунственно заглавие книги. Ведь если перевести его на человеческий язык, выйдет примерно так: «Сейчас я покажу, как развивалась дурацкая мысль, будто есть Бог». Мой же вариант дышал благочестием — я признавал Промысел Божий в самых туманных, если не бессмысленных, явлениях. Тогда я научился многому, в частности я узнал, что степень правоверия агностики определяют на слух".Один мой друг сказал как-то мне, смущенно улыбаясь:
- Дим, ну как же ты можешь верующим быть? Ведь верующие - сплошь люди не очень умные.
Сразу после этих слов он форменным образом сконфузился, и я понял, что он не хотел обидеть ни меня, ни верующих вообще. Он действительно за меня переживал и действительно был убежден в истинности той глупости, которую ляпнул. Вот таким людям я бы тоже советовал прочесть "Вечного человека". Ну, не только "Вечного человека", разумеется, это так, к слову пришлось.
И еще я посоветую эту книгу тем, кто считает Христианство "просто одной из религий", стоящей в одном ряду с буддизмом, исламом и пр.
"Я понял, что повесть о Боге неповторима, — и сразу вслед за этим понял, что неповторима и повесть о человеке, которая вела к ней. Христианство поражает, если честно сравнить его с другими религиями; точно так же поражает человек, если сравнить его с природой.
Самые современные ученые изощряются в софизмах, чтобы смягчить переход от животного к человеку и не менее резкий переход от язычества к христианству. Чем больше мы узнаем об этих переходах, тем резче и поразительней становятся они для нас. Ученые же не видят их именно потому, что пристрастны, потому, что не хотят видеть разницы между черным и белым".Кроме всего прочего Честертон прекрасно подкован исторически. То есть он настолько свободно оперирует историческими фактами, с такой непринужденностью связывает друг с другом ниточки отдельных мыслей, что аж диву даешься. Читать, читать, читать. В обязательном порядке.
А уж то, что книгу весьма трудно достать, только делает ее более ценной.P.S.
"Хорошо, когда мальчик живет на земле своего отца; хорошо, если он отошел подальше и увидел свой дом. Но нынешние критики — ни там, ни сям. Они застряли в овраге, откуда не увидишь вершин. Они не могут стать христианами, не могут и забыть о христианстве. Вся суть их, все дело — в противлении, потому они так мрачны, несправедливы, придирчивы. Они томятся в тени веры, но утеряли ее свет.
Конечно, лучше всего быть так близко от нашего духовного дома, чтобы его любить; но если вы не можете этого, отойдите от него подальше, иначе вы его возненавидите. Лучший судья христианству — христианин, но следующий за ним, скажем, последователь Конфуция. А вот хуже всего именно тот, кто особенно рад судить, — непросвещенный христианин, превращающийся в агностика."9709