Рецензия на книгу
Мертвая зона
Стивен Кинг
quarantine_girl22 июня 2024 г.А вы убили бы Гитлера, если б у вас была машина времени?
– Вы можете также меня цитировать, когда я говорю, что этот человек стал обладать совершенно новой или очень старой человеческой способностью. Почему? Если я и мои коллеги почти ничего не знаем даже о мозге муравья, как я отвечу почему? [...] Один участок мозга у Джона Смита, правда, очень маленький, полностью поврежден… но для мозга все участки важны. Джон называет его «мертвой зоной», а там, по всей видимости, находится ряд элементов памяти. Все уничтоженные воспоминания, очевидно, были частью определенной «подгруппы» – туда входили названия улиц, проездов, дорожные знаки. Эта подгруппа составляет часть группы понятий, определяющих расположение предметов на местности. Небольшая, но полная афазия, судя по всему, затронула как языковые, так и зрительные способности Джона Смита.
В порядке компенсации другой крошечный участок его мозга, по-видимому, проснулся.Если вы уже читали Кинга, то наверняка знаете три вещи: он отлично играет на страхах и сомнениях, пишет весьма грязно (или о грязных вещах, что часто едино) и обращает огромное внимание деталям. Может быть, это есть не всегда или скорее не всегда в том виде, который был бы приятен/хорош/уместен, но все же это очень даже похоже на правило. Эта книга не становится исключением, так что уже это делает её отличным кандидатом для любых мистических чтений.
С первых же страниц-минут появляется то, за что я полюбила эту книгу. И да, это что-то будет появляться в этой истории с завидным постоянством до самого финала, а ещё это то хорошее, к чему легко привыкнуть.
• Во-первых, это отличная игра с одним ходом, который можно спокойно называть и заезжанным, и несчастливым, но здесь он выглядит шедеврально. Но знаете, и яичница — блюдо простое, но у кого-то она подгорит, у кого-то будет сырой, может быть и пресной, и кашей какой-то, а у другого она будет идеальной, хоть в ресторане с мишленовскими звёздами подавай прям так. Этот ход можно назвать "предвестники": герои живут себе, радуются, но тут или автор скажет, или кто-то подумает (если история о прошедших временах), что условно через час произойдёт что-то плохое, а если б они об этом знали, то... Я ж говорила, что это заезжанная вещь.
И все же здесь и это выглядит потрясающе. Автор заранее нагнетает атмосферу, так что этот "предвестник" оказывается на подготовленной почве и выглядит более органично. А еще таких "предвестников" здесь всегда было несколько: первым идёт шокирующий, потом будет несколько небольших и незаметных (сознание не отметит, а вот бессознательно напряжение появится сразу), а потом окончательный. И мне очень понравилось то, что эти "предвестники" прилетали не слишком рано. Например, первый круг этих "птичек" подошёл к точке буквально перед той сценой, которая закончится объяснением того предсказания. Так внезапно автор говорит, что Сара сможет поговорить с Джоном, со своим парнем, только через четыре с половиной года, хотя и они не расставались, и не предполагали это. Это, мягко говоря, удивляет, но уже через три страницы мы видим, что Джон попал в жуткую аварию и уже то ли в коме, то ли просто при смерти. Такой вот "предвестник".
• Во-вторых, с первых же глав здесь было потрясающее соотношение описаний и действий, их прекрасная гармония. И одного, и другого здесь было очень много. И одно, и другое выглядит очень реалистично. Так что история сразу же была насыщенной, живой, но без коротких, но очень информативных сцен, а с красочными и увлекательными сюжетами, в которые погружаешься с головой.
• В-третьих, внимание к образам героев. Частично это про внимание к деталям, которые идут как база, но все же эта история более комплексная. То есть если главный герой — заботливый, милый, чувствительный парень, который не поставит себя и свои интересы на первое место, то он будет таким от первой до последней страницы. Когда его девушке стало плохо, а уйти сразу, чтобы помочь ей он не мог, он всю сцену беспокоился о ней, все время спрашивал её о самочувствии и первым делом, когда его отпустили, побежал искать её, а не принимать поздравления о выигрыше. Когда он ещё в детстве ударился об лёд, он попытался спокойно принять боль, не жаловался взрослым, не обвинял того, кто его сбил с ног, и даже принялся дальше кататься через боль. И так будет во всех сценах, а не в паре, и так будет от начала до конца с лёгкими изменениями вроде того же взросления, а не прихотей или забывчивости автора.
Но это не всё, что в этой книге было великолепным и цепляющим. Например, мистика здесь старого (но не классического) вида, что заметно и по стилизации сюжета, по настроению. И мистика, и образ простого парня (он же главный герой), и идея спасения мира чем-то похожа на то, что было в романе Дина Кунца Странный Томас и во многих других историях тех времен. Что это даёт нам? То, что с самого начала появляется лёгкая и приятная атмосфера ностальгии по прошлому (хотя у кого-то может возникнуть именно ностальгия, а не что-то вроде неё, легче и менее субъективное). Да и само по себе это выглядело очень ярко и живо, так что мистика здесь отличная с какой стороны не посмотри.
Еще мне понравилось то, что история структурирована. Есть отдельные арки с инициализацией героя, есть первый злодей, есть второй, есть четкое начало и четкое завершение, и последнее не скомкали, не слили и не сделали слишком ванильным. История не превращается в сплошной ком, а остаётся понятной и интересной.
И мне понравилось то, как здесь была показана обычная жизнь в различных проявлениях: политика, полиция, система образовательных учреждений, да и само по себе общество. Их не демонизируют, но и не делают белыми и пушистыми, а остаются где-то в золотой середине между этими оценками. Кинг показывает, что политика летит в ад только из-за ошибок людей, что в высоких креслах, что на избирательных пунктах, но это не значит, что нет смысла пытаться реформировать систему. В полиции могут работать и психопаты, и верные служащие, тут не угадаешь и в то же время перестать доверять органам будет глупо. Маразматики, сидящие в школьных советах и выбирающие нормы для школьников, остаются маразматиками и в обычной жизни, но они не составляют 100% от численности этих советов. А люди... а люди всегда будут бояться всего непонятного, что не делает автоматически их всех плохими. В отличие от ненависти, которую некоторые начинают испытывать из-за страха. И сколько бы лет не прошло, а книга все ещё более чем актуальна.
В общем, определенно советую этот роман всем любителям мистики
86765