Рецензия на книгу
Деревья умирают стоя
Алехандро Касона
Аноним27 ноября 2014 г.Изабелла (разочарованно). И это все? Благотворительное общество. (Встает, с достоинством.) Благодарю вас, сеньор. Я не просила милостыни.
Маурисьо. Спокойней, минутку терпения. Речь идет не о богадельне и не о куске хлеба. Мы занимаемся благотворительностью духа.
Изабелла (останавливается). Благотворительностью духа?
Маурисьо. О немощах тела заботятся многие. Но думают ли о тех, кто умирает без единого прекрасного воспоминания? О тех, кто никогда не видел осуществленной мечты? О тех, чья жизнь не была внезапно освещена тайной и надеждой? Не знаю, понимаете ли вы, о чем я говорю.
Изабелла. И я не знаю. Мне кажется, вы говорите серьезно, но все это так странно. Как будто страница из какой-то книги.
Маурисьо. Вот именно. Зачем запирать поэзию в книгах? Почему не вывести ее на свежий воздух, в парки, на улицы?Жизнь прожить – не пьесу прочитать. Но прочитать пьесу – это, во всяком случае, по-настоящему прожить, ну, не жизнь конечно, но хотя бы день. Если пьеса стоящая. «Деревья умирают стоя» - стоящая пьеса, наполняющая день смыслом, заставляющая и улыбнуться, и погрустить, и, главное, задуматься. Если попытаться сформулировать концепцию пьесы на самом общем уровне, то я бы сказал, что она о соотношении жизни и искусства, точнее об их переплетении и взаимных правах. Когда правда жизни в итоге вроде бы оказывается важнее вымысла искусства, но при этом сама жизненная ситуация, в рамках которой жизнь оказывается важнее, создана лишь с помощью специфического искусства, вторгшегося в жизнь, чтобы осветить ее «тайной и надеждой». Волшебник Маурисио - «благотворитель духа» - искусственно создает счастье, а станет оно реальным или нет – это все зависит от реальных людей, и вообще от многих обстоятельств, которые никакой волшебник учесть не в состоянии. Но и от точности расчета и мастерства волшебника это тоже зависит. Да, жизнь берет свое. И все равно - Искусство торжествует.
И еще, это, конечно же, пьеса о лжи во спасение – а уж способна ли возвышенная ложь спасти кого-то или нет – это вы узнаете, прочитав пьесу. Хотя ясно, что однозначного ответа тут быть не может.
Так кто же все-таки лучше поет: соловей или тот, кто имитирует соловья? Конечно, соловей. Но ведь и пение соловья – это тоже искусство.
Вообще-то, если отбросить в сторону все концепции, то пьеса-то о бабушке, которая очень-очень-очень сильно ждет возвращения домой своего внука.
745