Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тысячекрылый журавль

Ясунари Кавабата

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июня 2024 г.

    Послевоенная Япония. Молодой человек Кикудзи, потерявший сперва отца, а вскоре и мать, погружен в переживание прошлого своей семьи. Его отец имел двух любовниц, и теперь обе эти женщины снова появляются в его судьбе, в очень разных ролях, но каждая из них значительно влияет на его судьбу. Переживание семейных драм, старых обид, борьба с чувством вины, мучительные отношения с женщинами - роман полон психологических перипетий, коллизий, полутонов. Автор щепетильно исследует душу героя и в его довольно бессобытийном, как кажется, существовании видит повод для глубокого размышления о природе человека.

    Это, безусловно, очень японский текст. Значимым, символичным фоном для всего происходящего в романе служит чайная церемония со всеми ее подробностями, нюансами, которые нам могут показаться совершенно бессмысленными или искусственными. Любование посудой, оттенками чая, тщательный выбор антуража для церемонии, многоэтапный, веками установленный порядок действий. В романе очень много вещей, объектов материального мира и пристального внимания к ним. Удивительно, но это вовсе не скучно - три страницы вместе с героями обсуждать след от губной помады на ободке чашки или свойства древнего фарфора, из которого изготовлен кувшин. Вглядывание в природу, неутомимое, искреннее преклонение перед ее красотой, гармоничностью, синхронизация настроения, одежды, убранства дома с временами года - всё это тоже тут есть. Осязаемый мир не декорация для жизни, а большая, важная, сакральная ее часть. Текст дышит японским мироощущением, где важны созерцательность, тишина, лаконичность чувств, слов, движений.

    В итоге довольно печальная история о запутанных человеческих отношениях и чувствах принесла мне глубокое умиротворение. Я словно посидела на замшелом камне в японском саду, овеваемая легким нежным ветром, окруженная тихими травами и деревьями. Всё человеческое тут замирает, умаляется, уходит, и только простая, непосредственная красота мира незыблема.

    7
    516