Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
motuzochek26 ноября 2014 г.Начну предысторией знакомства с данным автором. Будучи рождённым в эпоху постмодерна, к сожалению, или к радости, просвещение, ликбез осуществляется последовательно, возможно с некоторой задержкой. Про роман Стендаля "Красное и чёрное" узнал из произведения "Доктор Живаго" Б. Пастернака. Тогда это завершилось загрузкой электронной версии на ридер. Затем у Рэя Бредбери в "Марсианских хрониках" герой с говорящей фамилией Стендаль вновь напомнил мне, что следует прочитать какой-либо роман данного писателя. Наконец, Ф. Ницше в "Падение кумиров" окончательно зародил во мне твёрдое убеждение в величии данного автора и его произведения. Скажу прямо - впоследствии это убеждение лишь окрепло. Обратимся непосредственно к произведению.
Смысл, который, несомненно, имеется в названии, мне постичь не удалось. Возможно, в нём имеются классовые оттенки. Вроде того, что красные - санкюлоты, чёрные - аристократы. Хотя, как мне кажется, назови роман иначе, немногое бы изменилось.
Что касается содержания, то я бы выделил несколько аспектов, которые показались наиболее интересными и важными.
Первый аспект - религиозный. Стендаль крайне точно отражает всю суть "ношения сутаны" - добиться стабильного заработка, высокого социально положения. Собственно, Жюльен Сорель и не скрывает этого - в бога он не верит, по крайне мере в христианского точно, называя его "жестоким богом". Религия для него один из инструментов достижения Величия. Он с таким же успехом мог пойти и на военную службу, но религия в его понимании, наиболее действенный механизм. Кончено, когда Стендаль писал об это, учитывалась прежде всего историческая специфика, это после "наполеоновское время", но в тоже время оно предреволюционное (имеется в виду революция 1830 года). Именно тогда, видимо, это было очень своевременно, актуально. Но спрашивается, много ли изменилось с того времени, если мы спроецируем на российскую действительность?
Второй аспект - нравственный. Под этим необходимо понимать центральную идею, которая проводится через весь роман. Я считаю, что таковым является именно истинные ценности, к коим относятся: любовь, а не страстное минутное увлечение; честность, прежде всего, перед самим собой. Именно данное произведение указывает нам, ради чего и для чего должен жить человек. Несомненно, мы можем вопрошать: "Какие ценности, какая нравственность? Ведь Жюльен Сорель - карьерист!" Не совсем так: он раскаявшийся карьерист. Как это часто бывает, ложность своих ценностей он понял в роковой момент (арест, суд, казнь). Покушение на г-жу де Реналь – это апофеоз крушения, как оказывается, антиценностей. Ведь он решил убить её не во имя любви, т.е. это не аффект, не проявления страсти или ревности. Он решился на убийство, потому что г-жа де Реналь своим письмом задела его гордость, поставила под угрозу его честолюбивые планы. Осознание поступка, раскаяние зародило у Жюльена мысль, что всё, что к чему он стремился – абсурд. В действительности же он хотел искренней любви, любви г-жи Реналь.
Смертная казнь, как бы патетически это не звучало, является своеобразным возмездием за неверную жизненную цель: Жюльен потерпел неудачу, поскольку не понимал своего «истинного» счастья. Это по сути и является некой моралью романа «Красное и чёрное»: не ищите счастья, оглянитесь вокруг и вы увидите его, имя ему – любовь.540