Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мы

Евгений Замятин

  • Аватар пользователя
    lyolyaleb19 июня 2024 г.

    Досоветский артхаус

    Книга для любителей математики, «1984», трилогии «Дивергент» и фильма «Равные» (2015).

    Вот такая сборная солянка, но во время чтения мне то и дело вспоминались перечисленные истории вкупе с алгеброй старших классов. Несмотря на то, что роман менее известен, чем оруэлловский «ориджинал» по его мотивам, именно «Мы» Замятина можно назвать основоположником трендов XX века.

    «Мы» – наиболее полный первоисточник той самой антиутопии, которая вдохновила многих зарубежных писателей, и уже поэтому книгу, наверное, стоит прочитать до знакомства с другими представителями подобного жанра. В школе у меня руки так и не дошли до Замятина, а затем на волне популярности я решила взять сначала «1984». Произведение Оруэлла меня поразило, вызывало кошмары по ночам и не отпускало при свете дня, но через полгода я обратилась к «Мы» и взглянула на «1984» совершенно по-иному. И хотя в этих романах внимание акцентируется на разных аспектах, без «Мы», я уверена, не было бы и политически-заострённого «1984».

    Придуманный (или предсказанный?) Замятиным мир – это мир людей унифицированных, механически правильных в помыслах и поступках, однако не до конца идеальных. Они всё ещё подвержены духовным болезням, некоторые из них склонны к революционным действиям, но может ли горстка инициативных изменить порядки многомиллионного государства?



    Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность – только засорённый глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб – их будто и нет. Разве не ясно, что личное сознание – это только болезнь?

    Книга мне далась нелегко – на каждой странице я находила мысль, которую хотелось покрутить, рассмотреть со всех сторон и только потом продолжить чтение. Но помимо многообразия трактовок и математической выверенности, текст «Мы» показался мне очень кинематографичным. Я бы с удовольствием посмотрела какой-нибудь артхаусный фильм, снятый по роману.

    И в подтверждение даже не могу привести ни одного отрывка: каждый эпизод связан с множеством других, поэтому, чтобы ощутить полноту изображения, действительно необходим контекст. Без контекста получатся лишь лица-лампады, одиночество на «отчаянно-холодном» полу и «Будда – жёлтое – ландыши – розовый полумесяц».

    В целом, детище Оруэлла оказалось для меня более угнетающим, нежели «Мы». И если «1984» я бы стала перечитывать только в определённом настроении, то «Мы» – в первую очередь путешествие в альтернативную реальность. В реальность без эмоций и привязанностей. Кроме того, «Мы» – это своеобразное предупреждение о том, почему важно не допустить, чтобы «благодетельное иго разума» подчинило наше «дикое состояние свободы» и заглушило Я-голос в МЫ-толпе.


    Что вам за дело, что я останусь здесь одна? Что вам за дело – если я не хочу, чтобы за меня хотели другие, а хочу хотеть сама, – если я хочу невозможного...
    9
    326