Рецензия на книгу
Слепота
Жозе Сарамаго
likasladkovskaya23 ноября 2014 г.
В стране слепых одноглазый - король.
Существует два типа книг: те, которые задают вопросы и те, которые на них отвечают. Встречается третий вариант, где можно найти вопросы и ответы одновременно, но это редкость, да и читать их не так интересно. ''Слепота'' представляет собой второй тип, т.е. ответами наполнена щедро, а вопросы к ним могут подбирать сами читатели по своему усмотрению, увлечениям, области знаний и желанию увидеть определённые ответы.
Осуждаю Нобелевских лауреатов, пока это не стало мейнстримом
+
Слепоту можно воспринимать метафизически, как общую ослепленность людей, которые мечтают о поводыре, указующем им путь, камни, неровности. Сами мы в какой-то мере слепы, ибо не видим суть других, не знаем, куда идём и кем ведомы.
И вот находится один человек, который может спасти других, заботиться о них, вести за руку, нашептывая, как правильнее ступать.
В сущности все мы слепы независимо от остроты зрения.
Также Сарамаго помимо попытки найти истину, обьяснить религию показал нам, что будет, если оставить в замкнутом пространстве людей и снять с них ответственность. В принципе это видно по тюрьмам, армейским казармам, психиатрическим лечебницам и не надо для того придумывать эпидемию, превращающую людей в кротов.
Мои претензии к Жозе Сарамаго- Несносный язык
Отсутствие диалогов, резкие перепады от лепета младенцев к спору в кругу мудрецов и общению технарей. Также не представляет собой интереса блеклость образов, в большинстве своём герои схематичны. Более того, они даже не имеют имён. Помимо осложнений с узнаванием, удивляет неестественность отказа от самоидентификации в связи с потерей зрения. Не могут же массы общаться ''эй ты'', тем более в такой ситуации, когда даже нельзя указать на другого пальцем, и отнюдь не из-за всеобщего роста воспитанности. Имя просто было удобно для узнавания друг друга в кругу слепых людей.
Понимаю, что Сарамаго, начитавшись антиутопии, решил пойти проторенной дорогой и применить разновидность обобщения, сопрягающейся с потерей ядра личности, стертостью индивидуальности. Но в данном случае, как мне кажется, это не- Физиологичность.
Не подумайте, здесь нет порнографии, но зато присутствует необоснованное описание грязи физиологических процессов и ужасов смерти. Разумеется, он желал этой первобытной природностью добиться эффекта тошноты. Ведь ясно, что при любой эпидемии человечество скатится с той горы, на которую вскарабкалось, ведь боль и страх обнажают истинное лицо, срывают маски и человек остаётся голым. Иными словами незащищённым. А тогда инстинкт самосохранения заставит его забыть о ''ближнем своём''. В условиях опасности, перед лицом смерти, ставшей обыденностью, человечности мало места. Но такой быстрый спад человечества на моё оптимистично усмотрение вряд ли возможен. Но опасность доказывает
homo homini lupus est3. Ощущение омерзения
Это уже субьективная оценка. И несмотря на сугубую индивидуальность восприятия, не могу не сказать, что подташнивало, как в советской маршрутке на ухабах с пьяным водителем за рулём и полным салоном выхлопных газов.
В остальном, подпишусь под негодаваниями, обоснованными в этой рецензии.
Размышления интересные, но не раскрытые. По сути Сарамаго, как 15- летний претенциозный школьник в сочинении, попробовал кратко ответить на все волнующие его вопросы, не утрудившись их чётко сформулировать.3499