Рецензия на книгу
Милый друг
Ги де Мопассан
PolinaNikiforova68415 июня 2024 г.«Милый друг»: Аморальный путь к успеху через обаяние и манипуляции
«Милый друг» — роман французского писателя Ги де Мопассана, в котором рассказывается история Жоржа Дюруа, молодого человека, изнывающего от бедности. Ему выпадает шанс изменить свою жизнь к лучшему.
Дюруа, бывший солдат, вернувшийся из двухгодичного колониального похода в Алжире, живет в нищете, считая гроши и решая, что важнее: поесть дважды или один раз, но с пивом. Однажды он случайно встречает бывшего сослуживца, Форестье, который устроился намного лучше и занимает хорошую должность в редакции газеты. Эта встреча становится отправной точкой для восхождения Жоржа на вершину.
Однако успех Дюруа связан не с его профессиональными навыками, а с привлекательной внешностью и обаянием. Богатые женщины становятся его путеводными звездами к безбедной жизни.
Жорж Дюруа служит лакмусовой бумажкой общества, в котором он находится. На первый взгляд, он кажется неплохим человеком: ничего в нем не вызывает раздражения. Он старается быть честным со своими дамами, стремится возвращать долги, несмотря на то что ему редко удается что-то откладывать, и в целом соблюдает приличия.
Однако роман начинается с его размышлений о том, как легко было бы отнять деньги у богатых, когда у него в кармане пусто. Он думает: «Попадись бывшему унтер-офицеру кто-нибудь из них ночью в темном переулке, — честное слово, он без зазрения совести свернул бы ему шею, как это он во время маневров проделывал с деревенскими курами». Эти мысли сопровождаются воспоминаниями о жестоких эпизодах, когда его действия привели к смерти троих арабов из племени Улед-Алан. На войне в Алжире жестокость, бесконечное насилие и чувство превосходства над угнетенными были для Жоржа нормой.
Оказавшись в Париже, он оказался никому не нужным и бедным, вынужденным лишь вспоминать, каково это — быть в позиции силы. Но его злоба мгновенно исчезает, когда Форестье предлагает ему работу. Жорж сразу же встраивается в новое общество, принимает его правила и больше не помышляет о насилии. Вместо роли бывшего унтер-офицера он натягивает на себя костюм журналиста, а затем стремится примерить образ дворянина.
Жорж Дюруа — это отражение общества, где внешний лоск и поверхностное обаяние могут скрыть глубокие аморальные поступки. Его трансформация показывает, как легко человек может приспособиться к новым обстоятельствам и нормам, особенно если они приносят выгоду и комфорт.
Мадлена Форестье — еще одна интересная и многослойная фигура в "Милом друге". Она отличается умом, коммуникабельностью и прагматизмом, увлечена журналистикой и политикой. Мадлена не только пишет статьи за своего мужа, Шарля, и за Жоржа Дюруа, но и активно влияет на их решения, направляя их к тем, которые она считает правильными.
Мадлена не карикатурна и не сводится к стереотипным образам. Она четко понимает, чего хочет, и умеет это озвучивать прямо и без колебаний. Мадлена не принимает поспешных решений, придерживается своих принципов и не отрекается от своих слов.
Одна из ее главных черт — стремление к независимости. Вступая в брак, она ищет в супруге скорее партнера и союзника, нежели традиционного любовника. Ее зрелость и здоровая самооценка особенно ярко проявляются на фоне Дюруа, чье положение нестабильно и полностью зависит от благосклонности высшего общества.
Мадлена Форестье — это женщина, уверенно движущаяся к своим целям. Она манипулятивна, но не злобна, амбициозна, но не безжалостна. Ее стремление к независимости и умение адаптироваться делают ее одной из самых запоминающихся и значимых героинь романа.
Мопассан отмечал, что "Милый друг" представляет собой правдивое отражение нравов и обычаев своего времени, особенно среди парижской богемы и высших слоев общества. Он показывает как внешность и обаяние могут быть использованы для достижения успеха в обществе, часто в ущерб истинным моральным и профессиональным качествам. Автор демонстрирует читателям, как легко люди поддаются иллюзиям и как аморальность может быть вознаграждена в обществе, где внешнее впечатление ценится выше истинных достоинств.
Мне кажется, что этот роман не теряет своей актуальности. Несмотря на то, что написан он был больше ста лет назад, и мир сильно изменился, устройство общества осталось тем же. Так или иначе, все фигуры и процессы даже слишком узнаваемы. Амбиции, стремление к власти и успеху, использование других людей для достижения своих целей – все это остается частью человеческой природы и современной социальной динамики.
9290