Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плаха

Чингиз Айтматов

  • Аватар пользователя
    kuku3581714 июня 2024 г.

    Трагедия Акбары и Ташчайнара, великая сила стихии, до которой человеку никогда не дотянуться

    Этот роман неоднозначный и брать за основу весь роман не получится, ибо каждая его часть - это будто отдельные трагедии, пусть и связанные собою сюжетной линией, но раскрывающие абсолютно разные темы. Этот роман раскрывается только со временем, вся его сила содержится в целом контексте, но какие-то линии персонажей в этом романе могут не понравиться, утомить, а какие-то впечатлить и заставить сказать: "да! Это гениальная работа! " Говорю я сейчас о контрасте идеалистической и местами наивной линии персонажа Авдия Калистратова, которая показывает к какой трагедии могут привести наивные воззрения на мир через розовые очки, но также автор подчёркивает и необходимость идеологии Авдия, а также еë неэффективность. Авдий - добрый, воодушевлённый верой в человечество, стремящийся изменить мир верой и агитацией моральных ценностей, безусловно не может быть персонажем отрицательным. Но то, как он добивается своих целей, вызывает разные эмоции, от восхищения до раздражения и непонимания. Авдия можно назвать не только невинным и добрым проповедником с идеями о новой системе вероисповедания, но и чертовски отбитого, храброго до безумия (со стальными яйцами, я бы сказал) дурака, преисполненного фантастической верой в человека. Причина, по которой ни Иисуса не слушали, ни Авдия, кроется в том, что добру, которое они продвигают в массы, нужно учиться долго, и не каждому дано постичь ценность Великой жизни.

    Проникнуться персонажем мне удалось, потому что его взгляд на веру во многом совпадает с моим. Я считаю, что Бог формируется у каждого человека свой, ибо божественными устами мы напоминаем о своём существовании миру, позднее в линии Бостона эта мысль подтвердиться мыслями самого Бостона о том, что для каждого из конец света наступает с наступлением безысходности в жизни, либо самой смертью, что доказывает нерушимую причастность человека к своему внутреннему миру и что навязанные обществом ценности не станут работать ( здесь автор и раскрывает неэффективность веры в вопросе, почему люди совершали и будут совершать аморальные злодеяния), и на фоне всех этих размышлений о вере автор раскрывает свою главную тему - взаимоотношение человека и природы. Сюжетная линия Бостона - это абсолютная противоположность линии Авдия, ибо реалистичный взгляд на мир, а так же сильное понимание себя Бостоном можно противопоставить идеалисту Авдию, который не знает чего хочет добиться и не может найти своё счастье, будучи отвергнутым миром, который того не понимает. Человеку нельзя недооценивать гнев природы, её чувства и пренебрегать окружающей средой. Почему так происходит, какие ценности у человека преобладают, что он поступает абсолютно аморально, Чингиз Айтматов своим романом повествует о жадности, глупости и надменности в сердце человека.
    Ну и третья сюжетная линия, которая получилась самой сильной на мой взгляд, это трагедия Акбары и Ташчайнара, волков, чье счастье неоднократно забирают люди. Здесь автор сопоставляет чувства и жизненные ценности человека и волка, указывая на то, что разницы между ними нет, и что человек не имеет никакого права отбирать у другого существа то, чем сам дорожит, именно поэтому вершителями трагедий становятся те, у кого в душе нет ценностей и жизненных устоев. Вот такие мысли у меня возникли после прочтения романа, которому я ставлю твёрдую четвёрку.

    5
    898