Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иесинанепси

Режис Мессак

  • Аватар пользователя
    NeoSonus11 июня 2024 г.

    Вопиющее отчаяние (с)

    Небольшая книга от любимой Поляндрии, в которой спрятаны под «двумя» обложками два романа. Стрелки показывают направление «переверни!», переверни и найдешь вторую историю. Увидишь оборотную сторону медали, узнаешь те же мысли, только под другим углом. Переверни и прочти еще один роман. По объему больше похоже на повесть, но автору виднее. Тем более, такому автору! Я и не подозревала, что в первой половине XX века во Франции жил и работал критик, поэт, редактор, журналист и писатель Режис Мессак, о его литературных экспериментах и переводах, о статьях о детективе, как литературном жанре, о его участии во французском сопротивлении и смерти в концлагере… Человек во многом опередивший время, Мессак оказался одним из родоначальников антиутопий, настоящей легендой своего времени! Как это прекрасно, что у нас издают книги, написанные почти век назад, и есть возможность не просто прочесть биографию, но и понять весь масштаб личности. Я поняла, что мне очень повезло, благодаря вступительной статье переводчика Валерия Кислова (почти рецензия, только лучше, читать обязательно). «Антиутопии Мессака — это вопиющее отчаяние. И осознание. И напоминание». Вот, что ждет под этой яркой обложкой любознательного читателя, ценителя французской литературы и любителя антиутопий. Книга, в которой не будет никакого хэппи энда.

    Режис Мессак рассказывает о конце света. О нарастании политического напряжения на международной арене, обострении отношений, начале войны, изготовлении нового смертоносного оружия, способного уничтожить мир (и это в 1935 году, когда об атомной бомбе могли рассуждать только как о научной фантастике), о гибели цивилизации и чудесном спасении горстки детей и одного взрослого. Этот взрослый, бывший гувернер, преподаватель, сибарит, ни разу не лидер и не учитель по призванию, оказался жив случайно. Насмешка судьбы или издевка? Но он совершенно точно не самый достойный, как и не самый ловкий. И вот спустя время после катастрофы, когда ему кажется, что он сходит с ума и уже не может понять сколько времени прошло точно, главный герой описывает их жизнь, рассказывает о выживших детях. О странном языке, который они придумали себе (отсюда и такое название романа), об их порядках, молитвах, социальной иерархии, о смерти и «любви». Хотя это не совсем корректно. Никакой любви нет и в помине. Мир изобретается заново. Заново изобретается язык, религия, обряды, социальные отношения. Новые люди заняты поисками еды, чувства еще не изобретены.


    «Свершилось. Все произошло так быстро, что мы не успели даже это осознать. Ах! Как все хорошо у новых людей. Как все просто. Для своих трагедий они не нуждаются в пяти актах. Любовь, ненависть, ревность, месть и финальное убийство: все это сконцентрировано, сжато в промежуток времени, который театру «Комеди Франсез» требовался для декламации двух-трех дюжин александрийских стихов»

    Эта книга меньше всего похожа на научную фантастику или альтернативную историю, автор с антропологической точностью показывает развитие и вектор человеческого сообщества. Главный герой переживает депрессию, упадок сил, бессмысленность существования угнетает его, поэтому он не видит смысла вмешиваться в отношения этих новых людей, чужая смерть его не трогает, лишь вызывает слабое любопытство. Он не может их ничему научить и, честно говоря, не хочет. Он не видит в этом смысла. Зачем? Тем более, он скоро умрет, он это чувствует…

    Этот маленький роман составлен по очень крепким и надежным лекалам. Конец света – выживание – поиск смысла жизни. Ради чистоты эксперимента, Мессак создал своего взрослого героя пассивным, ведь если бы тот вмешивался, объяснял что-то детям, ничего бы не изменилось, это была бы та же самая модель мира, которая нам знакома, разве что в микро объемах. О, нет. Писатель хотел начать все с чистого листа и он этого добился. Нулевая точка отсчета истории. Мир, который завтра рухнет, а послезавтра его будут восстанавливать (?) вот такие люди.

    Книга читается легко и быстро. Не оставляет каких-то мрачных впечатлений, скорее заставляет задуматься, помогает расставить акценты и приоритеты, напоминает, как легко и просто мир может перестать существовать. Во время написания романа оружия массового поражения еще не было, зато сейчас есть. И никто не застрахован от Третьей и последней Мировой войны...

    Рекомендую всем любителям антиутопий и тем, кому не понравился неправдоподобный финал "Повелителя мух" Голдинга (Голдинг бесспорно хорош, но Мессак более реалистичен).

    22
    275