Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мария Антуанетта

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2024 г.

    Метаморфоза ординарного характера

    «Мария Антуанетта», написанная пером австрийского писателя и драматурга Стефана Цвейга, является романом-биографией, посвященным последней королеве Франции. Её судьба привела к тому, что она стала катализатором и пала жертвой Великой французской революции - свержения абсолютной монархии и провозглашения Первой французской республики.

    Произведение в частности представляет собой беллетризованную биографию, во главу которой ставится частная жизнь отдельного человека. Опираясь на исторические документы, мемуары и опубликованные личные королевские письма, автор погружает в психологический портрет Марии Антуанетты.

    Цвейг не склоняется ни на сторону противников королевы, которые приписывали ей любой порок, пропагандируя демонизированый образ самой коварной и развратной женщины, ни на сторону аристократов, что один за другим воспевали ей хвалебные гимны один, утверждая, что « психологическая правда, как всегда, находится где-то посередине».

    Охватывая историю жизни Марии Антуанетты и уходя от крайностей, автор описывает её «ординарным характером», средним человеком, которая не была ни пламенем, ни льдом, не стремилась ни к добру или злу, в то же время называя «королевой рококо».


    Что является первой заботой королевы рококо, когда она просыпается утром в своем замке в Версале? Сообщения из столицы, из страны? Письма посланников о победах армии, об объявлении войны Англии? Конечно же нет. День начинается с важной церемонии - утреннего туалета королевы. Вторая забота каждого утра – прическа. Третья забота: можно ли каждый раз быть одетой по-другому без соответствующих украшений?

    Не стремясь принимать участия в жизни государства и народа, думая только о собственном увеселении, отдаляя прежнюю знать, Мария Антуанетта неменуемо настраивает против себя и королевской власти аристократию и народ.


    Нужно ли терпеть это вечное дерзкое пренебрежение, этот холодный, презрительный взгляд свысока, нужно ли все это терпеть от королевы, окружившей себя не родовой знатью с родословной, насчитывающей сотни лет, а случайными, никому не известными людьми с сомнительной репутацией? Теснее объединяются исключенные из кружка королевы, с каждым днем, с каждым годом их число растет. И вот из опустевших окон Версаля на беззаботный и ничего не подозревающий мир игр и развлечений королевы уже смотрит стоглазая ненависть.

    Цвейг прекрасно понимает и не пытается преуменьшить вину Марии Антуанетты перед Францией, тем не менее вызывая человеческое сочувствие к ней.


    Мы видим, понимаем и чувствуем, что мудрая рука Несчастья не отступит от Марии Антуанетты, пока не придаст этой мягкой и безвольной натуре твердость и самообладание, пока силой не извлечет все значительное, все величественное, унаследованное ею от родителей, дедов и прадедов, захороненное в тайниках ее души.

    Главная ценность этого романа, помимо погружения в причины и следствия Великой французской революции через личности, а не сухие факты и даты, внутренний рост «ординарного характера» под влиянием экстраординарных обстоятельств, который Цвейг, как тонкий психолог, прослеживает на примере судьбы Марии Антуанетты.

    Книга придётся по вкусу не только поклонникам исторических романов, но также ценителям психологических портретов и погружения в характеры, чем роман в большей степени и является.

    6
    135