Рецензия на книгу
Накануне
Иван Тургенев
Аноним10 июня 2024 г.Накануне или на кануне?
Тургенев для меня - это наслаждение, отдых для души и одновременно много размышлений, которые, надо сказать, отнюдь не простые. Это же классика, в которой помимо исключительно красивого слога много зашифрованных образов и символов. Не имея филологического образования, подчас очень сложно разобраться в смыслах, заложенных авторами, где зачастую сплетается много течений: от философско - религиозных до гражданско - исторических. После таких романов всегда хочется обратиться к профессионалам и проанализировать не только само произведение, но и его критику. А затем смешать полученные знания и свои личные ощущения в один букет, аромат которого, возможно, будет специфическим, а подчас аллергическим. На то она и классика, что сложна и всегда имеет множество прочтений.
А в данном романе тайна начинает мерцать уже в самом заглавии "Накануне". Тут явный намёк, указание, отсыл. Ну куда и о чём? Накануне чего? Существует не одна интерпретация или видение посыла Тургенева. Первая моя собственная мысль - это политическая подоплёка, так как речь в романе касается политического освободительного движения в Болгарии, откуда родом один из главных героев Инсаров, он же возлюбленный нашей очередной тургеневской барышни - Елены Стаховой, которая, испытывая страстную и преданную любовь к своему мужу, самоотверженно оставляет Родину, в которую не возвращается даже после смерти супруга, дабы желая продолжить его борьбу за освобождение Болгарии от турок. И чтобы не блуждать в сложных терминах, процитирую статью филолога, где нашла подтверждения своих догадок:
"Демократическая критика и советское литературоведение трактовали заглавие и содержание романа в социально-политическом плане: Россия «накануне» грядущих общественных сдвигов, реформы 1861 г.; «накануне» появления на русской почве «сознательно-героических натур»; «накануне» обновления, решительного шага, выбора. К настоящему времени достаточно полно исследованы конкретно-исторический и актуальный аспекты произведения. «Елена поставлена перед необходимостью выбора между Инсаровым, Берсеневым и Шубиным. Это как бы молодая Россия с её жаждой деятельного добра, и её герои – люди искусства, отвлечённой науки и гражданского подвига. Выбор Елены решает вопрос о том, кто более нужен России», – в таком ключе трактовало роман советское литературоведение. Следует также упомянуть ещё одного кандидата в «герои», не названного здесь. Это чиновник и делец Егор Курнатовский, числящийся женихом Елены."
Елена, как и остальные девушки у Тургенева, не создана для жизни обывательской, где счастье - в мирских радостях, наполняющих основное большинство. Она рождена для борьбы и самопожертвования, таково её предназначение. Отсюда её любовь и жалость, проявляющиеся с детства, ко всем униженным и бездомным, как людям так и животным. Она хочет деятельности, пользы от своего существования, а не просто жизненного прозябания и пустого, на её взгляд, женского счастья дворянки. Елена не находит высокого смысла и цели жизненного пути среди привычного ей окружения.
"Её душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял её, никто её не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда сама себя не понимала, даже боялась самой себя... что-то сильное, безымянное, с чем она совладать не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, не взлетевшие крылья; но эти порывы не обходились ей даром."
Она хочет любви? Конечно. Но в обществе не видно героических личностей. По словам Шубина: "Нет ещё у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Всё – либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели да палки барабанные!" Так кого она готова полюбить? Наверное, себе подобного. Она его искала, вернее ждала и дождалась. Явился новый герой, который к тому же и символичен, как и их пара в принципе. Пара несостоявшихся "революционеров". Они погибли, сгорели оба, да. Как часто говорят - появились раньше своего времени. Может поэтому и накануне? Некие первые ростки нового поколения, "проба пера" у жизни, как это часто бывает.
Таково моё видение романа, которое отчасти подтверждается и в критике.
Но вот очень любопытный взгляд, выложенный в статье филолога (Алла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.) Цитирую :"Но одной философией здесь явно не обойтись. К раскрытию тайны не удаётся приблизиться без искупительной жертвы – самоотречения, в библейской традиции – всесожжения. Ключ к разгадке, несомненно, сокрыт в заглавии романа, формирующем целый комплекс христианских аллюзий. Ассоциативные связи, образуемые сгущением образно-символических элементов, позволяют обратиться к новому истолкованию романа «Накануне», в заглавии которого сконцентрированы тематическое и символическое начала текста. Отгадка, очевидно, кроется в постижении романа в свете христианской веры.
В православном храме имеется место, именуемое канунник или канун, – столик, на котором стоит Распятие и устроена подставка для свечей. Стол этот называют ещё и жертвенником, где христиане оставляют свои приношения-пожертвования. Перед Распятием на кануне ставят поминальные свечи по душам усопших, служат панихиды, заупокойные богослужения. Главные герои романа – Елена Стахова и Дмитрий Инсаров – сгорают подобно двум жертвенным свечам на кануне.
Важно отметить, что графическое начертание заглавия в первом издании романа было именно таким: «На кануне». В автографе титульной страницы тургеневской рукописи название романа также написано как существительное канун с предлогом на.
Герои романа «Накануне» «вознесли» свои «жертвы правды», сожгли себя на поминальном кануне собственной жизни и смерти, словно предчувствуя «землю обетованную» в Господе. Любить же Бога «всем сердцем»и ближнего, «как самого себя», по слову Христа, «есть больше всех всесожжений и жертв".
Так что здесь, политика, философия, религия? Или всё вместе слилось воедино? Есть над чем поразмышлять самому, и есть, что почитать на тему смысла этого романа, как и про другие произведения Тургенева, которые часто вызывают споры и несогласия при столкновении разного видения, что собственно было и при жизни самого писателя, которого часто неверно истолковывали.
Люблю тургеневских героинь и жалею их одновременно. Они, будто всегда вне времени или не на своём месте. Они погибают от любви или в поисках счастья, уходят в монастырь, чтобы отмолить чужие грехи, или уезжают, чтобы помочь другим. Но всегда бегут, бегут от какого-то духовного прозябания при внешнем обывательском благополучии. Они словно звёзды, которым нет места на этой Земле, и которые должны освещать чей-то путь. Я обречена всё время к ним возвращаться, как к источнику надежды и вдохновения, в постоянном желании погреться под их чистыми лучиками в часы душевного смятения...
57566