Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обрыв

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    russell6718 ноября 2014 г.
    Опять ты - "непременно" ! -вмешалась Татьяна Марковна, - не знаю, что ты там затеваешь, а если сказал " непременно" , то ничего и не выйдет!


    Прочитав достаточно большое количество произведений русской классической литературы , я не раз обдумывал ответ на вопрос :
    чем же хороша классика?

    Вот как раз роман Гончарова " Обрыв" и дает, на мой взгляд, нам наиболее полный ответ на вопрос и читателю многое становится в этой жизни ясным.

    Сюжет и основные линии героев романа неимоверно актуальны. Подобно " Обломову" портрет главного героя - Райский- весьма карикатурный и обличительный. Он современный и каждый из нас может и сегодня поставить себя на его место и многое почерпнуть из его до сих пор знакомого нам образа .
    Райский это свободолюбивый, увлекающийся человек ( которого сегодня смело можно было бы назвать креативным) ищет себя и главное свое занятие в жизни. Несмотря на свои таланты и способности наш герой быстро перегорает и находит другие занятия, которые тоже едва ли продлятся на страницах романа. Он много читает, филосовствует, но мало что то делает дельного. Именно поэтому его история навевает читателю и ему определенную скуку.


    Он услышит оркестр, затвердит то, что увлекло его, и повторяет мотивы, упиваясь удивлением барышень: он был первый лучше всех; немец говорит, что способности у него быстрые, удивительные, но лень еще удивительнее.. Но это не беда: лень, небрежность как-то к лицу артистам. Да еще кто-то сказал ему, что при таланте не нужно много и работать, что работают только бездарные, чтобы вымучить себе кропотливо жалкое подобие могучего и всепобеждающего дара природы — таланта

    Но вот он уезжает в деревню к своей бабушке и сюжет начинает стремительно и весьма увлекательно разворачиваться на страницах романа. Все герои очень яркие - каждый по своему. Подобно жизни, мы сразу встречаем массу разноплановых героев . Каждый со своей историей. У каждого своя идеальная модель жизни. Для кого -то идеал домашнего очага сидеть дома вместе с женой и безвылазно погружаться в любимое чтение литературы. Кто - то воспитывает семью в строгости, руководствуясь своим прошлым, исправляя ошибки минувших лет жизни. Кто-то ломает былые устои и одновременно рушит чужие судьбы. Неминуемо тянет за собою в обрыв...
    Многоярусность романа повторюсь : весьма впечатляет.
    Гончаров изобразил всё и всех . Молодого революционера, обрабатывающего пытливый ум и высокомерный нрав своенравной девицы. Каждый главный и эпизодический персонаж является маленьким пазлом картины русского человека, которую автор рисует во всем ее многообразии и красоте.
    Отдельно хочется отметить и поблагодарить автора за причиноследственную связь процесса родительского воспитания. Каждый человек в юности никогда не воспримет родительскую заботу иначе, чем на первых порах ее восприняла Вера. И только Гончаров способен правильно раставляя акценты показать всё так точно и просто. Все причины оказывается лежат на поверхности.

    Ну и второй момент , который мне особенно запомнился в книге - это , как я уже упоминал, душевные метания героя Райского. Это тоже очень важная линия в романе. Я думаю, что эта тема бесконечно актуальна во все времена. Гончаров собственно это и показывает, когда рисует нам этого русского человека. Талантливого, начитанного, но не умеющего сконцитрироваться на одном важном деле и посвятить ему свое время и всю свою жизнь.
    Миражи он видит на своем пути, а найти своего дела так и не может.


    Но дела у нас, русских, нет, — решил Райский, — а есть мираж дела. А если и бывает, то в сфере рабочего человека, в приспособлении к делу грубой силы или грубого уменья, следовательно дело рук, плечей, спины: и то дело вяжется плохо, плетется кое-как; поэтому рабочий люд, как рабочий скот, делает все из-под палки и норовит только отбыть свою работу, чтобы скорее дорваться до животного покоя. Никто не чувствует себя человеком за этим делом, и никто не вкладывает в свой труд человеческого, сознательного уменья, а все везет свой воз, как лошадь, отмахиваясь хвостом от какого-нибудь кнута. И если кнут перестал свистать, — перестала и сила двигаться и ложится там, где остановился кнут. Весь дом около него, да и весь город, и все города в пространном царстве движутся этим отрицательным движением. А не в рабочей сфере — повыше, где у нас дело, которое бы каждый делал, так сказать, облизываясь от удовольствия, как будто бы ел любимое блюдо? А ведь только за таким делом и не бывает скуки! От этого все у нас ищут одних удовольствий, и все вне дела

    Финал романа посвящен истинной любви к России в назедание всем своим поколениям. Сколько не разъезжай по заграницам, а в каждом портрете Лувра будешь видеть родные персонажи деревни Малиновки. Единственные живые персонажи романа "Обрыв".

    11
    133