Рецензия на книгу
Девушка с татуировкой дракона
Стиг Ларссон
Аноним6 июня 2024 г.Мужчины, которые ненавидят женщин
Миллениум – 1
Один из тех случаев, когда не стоило менять авторское название. Из целостной идеи вычленили малую часть и зачем-то сделали на ней акцент. Конечно, история той самой девушки с татуировкой дракона важна, но в контексте всего повествования, а не сама по себе. Авторское название максимально конкретно выражает его нравственную и моральную позицию, объясняет многое из того, что происходит в книге, дает некоторые подсказки. Финальное название не объясняет ничего, фокусируя внимание на фоновой детали, которая не имеет никакого скрытого смысла. Претензия к изданию, не к автору, поэтому на оценке не отразилась.
По сюжету это классический детектив в его лучшем воплощении. Две детективные линии, развивающиеся параллельно и доведенные до логического финала.
Во-первых, конфликт журналиста и бизнесмена, который мы застаем на кульминационном моменте. Талантливый финансовый журналист Микаэль Блумквист приговорен к тюремному заключению за клевету на миллиардера-коммерсанта. Столкновение морали и беспринципности, справедливости и вседозволенности. В первом раунде Микаэль проигрывает, но главное сражение ещё впереди.
Во-вторых, интриги большого клана промышленников, результатом которых становится исчезновение юной наследницы. Кто и зачем похитил шестнадцатилетнюю девушку? Борьба за власть? Устранение свидетеля? Дело рук случайного бандита или расчетливого маньяка? А главное, кто он – случайный гость или член семьи? Никто уже не верит, что удастся разгадать эту загадку сорокалетней давности, но разве можно быть в чем-то уверенным, если за дело берется Микаэль Блумквист?
В плане сюжета мне понравилось всё.
И неторопливость повествования с множеством разных деталей – от обыденных описаний продуктов и одежды героев до леденящих кровь подробностей, свойственных скандинавским детективам.
И атмосфера трех разных, но в то же время неуловимо похожих сфер: коммерция, журналистика, производство. Наблюдать за коммерческими аферами героев было не менее интересно, чем за деятельность концерна Вангеров, а за судьбой "Миллениума", барахтающегося в пучине журналистских интриг, невозможно следить без переживаний.
И многоплановость истории, в которой затронуты самые разные общественные и личностные проблемы: от банального равнодушия наблюдателей до оправдания идей нацизма. Центральной проблемой становится положение женщины в современном мире и трудности, с которыми она вынуждена справляться. Здесь представлен целый спектр проблем от безобидного на первый взгляд пренебрежения на службе или стереотипного представления о женщинах до совершенно шокирующей статистики по семейному и служебному насилию в адрес женщин. Истории женщин в книге очень разные, но пожалуй, нет ни одной героини, которой бы нечего было рассказать на эту тему, и от некоторых рассказов даже в жаркий летний день мороз идет по коже.
Единственное, что мне не понравилось – мелодраматические любовные линии и внезапное превращение Микаэля в героя-любовника. Его чары воздействуют чуть ли не на всех встреченных женщин, и это порядком раздражает. И если история с разводом и Эрикой хоть и скандальна, но вполне согласуется с образами персонажей, то начиная с Сесилии что-то пошло не так. Аналогичная картина с Лисбет. Зачем было вводить эту неправдоподобную линию, которая расходится со всеми прочими характеристиками героев? Ну дружба, ну доверие, ну пусть даже секс (хотя для просчитывающей все до мелочей Саландер сцена была максимально нелогичной), но то, что происходит в финале... Осталось только дописать слащавый хэппи-энд, чтобы было максимально приторно.
Несмотря на предсказуемое продолжение романтических линий в следующей части трилогии, планирую читать дальше ради лихо закрученных интриг.906,2K