Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монах

Метью Грегори Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним16 ноября 2014 г.

    Образец готического романа XVIII века, написанный 19-летним автором всего за 10 недель, на мой взгляд, относится к средней весовой категории литературы. В книге не кроется ничего нравоучительного или философского, требующего чтения между строк, главный посыл её лежит на поверхности; тем не менее, она имеет несколько сильных сторон, которые делают это произведение интересным для прочтения.
    Стиль написания романа прост и доступен, не утяжелен чрезмерными описаниями, детализацией, философствованиями и подобными отступлениями от непосредственного развития сюжета. Не скажу, что это является плюсом, скорее именно эта примитивность языка мешает поставить произведение на одну полку с классикой мировой литературы. С другой стороны, это всё же готический роман, где более важна динамика, "картинка" или, если угодно, содержание, нежели форма.
    Исследования произведения показывают, что Льюис при написании книги неоднократно прибегал к заимствованию некоторых сюжетных поворотов у других источников. Такой скрытый плагиат, умышленный или непреднамеренный, конечно, не красит автора, но с другой стороны, я себе прекрасно представляю подростка, вдохновенного различными легендами, рассказанными историями и прочитанными книгами на написание чего-то своего. Конечно же, влияние других источников в данном случае будет заметно в большей или меньшей степени. Несмотря на все это, Льюис одним из первых открыто поднял темы клятвопреступления, кровосмешения, насилия; для своего времени это был довольно смелый поступок с его стороны.
    В основе книги несколько сюжетных линий, иногда перемежающихся между собой. И всё же центральной фигурой произведения является Амбросио, настоятель монастыря ордена капуцинов. Внешность священника (высокий рост, орлиный нос, бледность и пронизывающий насквозь взгляд), образцовая для героя готического произведения, заставляет людей трепетать перед ним, а образ жизни и дар непревзойденного оратора делают его образцом добродетели мадридских прихожан. Тем не менее, Амбросио не лишен тщеславия - почитание ему льстит, а его праведная жизнь является предметом его самолюбования. До тридцати лет он жил в затворничестве, не ступая и шага за пределы монастыря. Его слава святоши, а также нарциссизм бросают вызов темным силам, которые справедливо полагают, что, не имея никаких искушений, легко сохранить святость, гораздо сложнее подвергнуться искушениям и суметь противостоять им. И такое искушение предоставляется герою, ему остается только устоять.
    Динамичный сюжет, непредсказуемость событий, а также наличие сцен, которые проглатываешь, чтобы узнать чем они закончились, сделало чтение приятным и занимательным времяпровождением.

    2
    53