Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Одиссей Фокс

Антон Карелин

  • Аватар пользователя
    Neradence5 июня 2024 г.

    Жизненный опыт

    Если судить по выбору книг, которые оказываются у меня в читалке, любопытство сгубило далеко не только кошку. С "Одиссеем Фоксом" история в целом обычная: слышала столько хороших отзывов и столько рекомендаций от разных интересных людей, ресурсов и рейтингов, что в конце концов вопрос "ну а что там такого, что" победил.
    И вот я здесь.

    Роман можно описать как смесь серии про Пуаро с серией про Стальную Крысу, слегка присыпанный сверху серией про Киллербота. В наличии сыщик с прокачанной на максимум дедукцией, саркастичный ИИ нового поколения, установленный на мусоровозе, и широкое разнообразие миров от планет до космических станций, где происходит что-нибудь очень непонятное.

    Книга выстроена как серия новелл, связанных между собой ключевым героем - собственно, Одиссеем - и его сверхцелью в виде каких-то древних технологий какой-то древней расы, которая мало того, что сама непонятно куда испарилась в глубинах вселенной, так ещё за ней и все следы подтёрли благодарные наследники, считающие, что этим технологиям не место в мире. Как человек, который прочитал уже три тонны космоопер, где технологии Древних всегда приносят только проблемы, считаю, что они не так уж и далеки от истины.
    Но сейчас не об этом.
    Каждая новелла - новое приключение, начатое и законченное, именно структурно книга мне скорее понравилась, потому что мне нравятся закрытые линии, когда не надо угадывать, что там будет дальше и не забудет ли автор сам закрыть очередную арку.

    В целом, всё повествование вертится вокруг особого метода, которым Одиссей расследует дела.
    Он называет его "нарративным мифотворчеством", то есть, по сути, он просто придумывает, как уложить события в стройную схему с нужным итоговым выводом, чтобы та не выглядела совой на глобус, и за счёт воистину огромного жизненного опыта, когда он видел всё и даже чуть больше, это получается достаточно хорошо. С большой вероятностью успеха и правдоподобия сложенных мифов.
    Большая часть глав-новелл и устроена именно таким образом: Одиссей прибывает к заказчику, Одиссей рассказывает ему сказку, сказка оборачивается былью, Одиссей забирает вознаграждение и уплывает в дальний космос на саркастичном мусоровозе искать следующего клиента.
    Ещё парочка глав разыгрывает ситуации, когда Одиссей не расследует дела, а пытается выжить в случайно-неудачном стечении обстоятельств. Лично мне эпизод на корабле с перепутанными причинами и следствиями больше всех понравился: это было, во-первых, достаточно свежо, во-вторых, драматично в адекватном для меня объёме.
    Остальные главы были в разной степени странноваты, уровень литературной упоротости всё нарастал и к концу заметно повысился. На моменте планеты Русь с учёными котами, русалками, Буяном, крылатыми Романовыми и живым Пушкиным я почувствовала, что моё представление о прекрасном с авторским как-то сильно разошлось в разные стороны.
    Но вот финал, конечно... Ладно, признаюсь, я просто очень не люблю мотивацию "ради великой любви, которая вспыхнула вдруг с ничего за два часа знакомства", потому что она хороша только в случае оправданности жанра, ну или если действующим лицам примерно по пятнадцать лет. Когда рыцарь с помощью преодоления и великой жертвы спасает принцессу в ромфанте, у меня нет вопросов, но здесь это было откровенно внезапно и не сильно оправдано. Причём, и это самое странное, как будто вписано в сюжет с непонятной целью. Несмотря на то, что автор пытается как-то выразить, что-де Одиссей страдал там где-то от одиночества, потому что много лет как никого рядом не было, а вот теперь всё так хорошо, внятного отклика правдоподобия, если честно, оно у меня не вызвало.

    Во время чтения всё время складывалось ощущение, что книга сама толком не определилась, чем ей хочется быть: то ли она драматичная космоопера с тайнами древних цивилизаций и обаятельным налётом самоиронии, то ли пародия, где каждое событие, участник или сюжетный поворот залиты пафосом до состояния полного гротеска. И как-то я этим авторским подходом тоже не совсем прониклась.

    Не то, чтобы мне совсем не понравилось: книга динамичная, с большим количеством действий, интриг, чудесных спасений и второстепенных персонажей, в ней определённо есть детективные загадки, которые красиво решаются с помощью дедуктивного метода "собери по доступным кусочкам целую историю", да и написано вполне терпимо. Так что читается оно всё с определённым интересом, плюс, по-моему, у меня была уже версия, пережившая нашествие редактора, потому что лексических ошибок, о которых упоминали в других отзывах, я не помню.
    Однако постоянная запутанность жанра самом в себе, слишком откровенные гротескные элементы и внезапный максимально типичный ромфант со звёздными принцессами - это всё же не мой сорт веселья. Я предпочитаю что-нибудь эдакое, где пафос, если он сюжетно необходим, подаётся с мощной заявкой на серьёзность.

    К лору вот ещё возникало очень много вопросов возникало по ходу чтения. Стадо каких-то максимально разнообразных разумных рас, куча каких-то объединений, конфликтов, содружеств и империй, уровни технологий прыгают от каменного века до сингулярности, ничего непонятно. Когда сюда попали люди? Когда они начали экспансию? Что случилось с Землёй? Почему с неё что-то успели вывезти? Что за невнятная кастовая система и почему она не везде используется? Почему часть людей добыла откуда-то технологии возвышения, они их сами изобрели или откопали от Древних? Почему тогда только они? Почему их не продают? Как устанавливается законодательство? Кем регулируется единая валюта космоса? Чем она обеспечена? Как взаимодействуют разные расы? Как делят своё влияние? Где хоть один чей-нибудь военный флот, в конце концов?
    Нет, я всё понимаю, это не монументальная проработанная вселенная, где Lex Imperialis и ласковая тень Инквизиции на горизонте ответят на все вопросы выстрелом в голову и даже не "Возвышение" со своим галактическим советом, но всё же сеттинг настолько откровенно не задан, что мне было просто невыносимо сложно понять, как он работает. Более того, книга закончилась, а я так и не поняла, что, где, как и куда.

    Да здесь даже временной промежуток неясен, век-то у нас хоть на дворе какой? Тридцатый? Сороковой?
    Поможите.

    FantLab подсказывает, что в этом цикле уже четыре тома, и, возможно, часть ответов найдётся в дальнейших книгах. Но, честно говоря, я не уверена, что продолжу его читать: эта вселенная не настолько странно-притягательная в своей реализации, как в каком-нибудь "Мицелии", чтобы отчаянно хотелось узнать, а как оно всё правда устроено, и не настолько проработанная в вопросе древних загадок, чтобы мне хотелось понаблюдать, какие тайны может выкопать Одиссей из глубин веков. Вдобавок мне откровенно не зашли элементы пародии, которые особенно где-то с середины расцвели и дальше только крепли. Всяческую социальную сатиру я могу воспринимать только в посткиберпанке, и то не очень воодушевлённо.
    Так что пусть, наверное, полежит на дальней полке, может быть, на меня когда-то накатит острое настроение почитать что-нибудь очень лёгкое с привкусом космического шапито, но пока как-то нет.

    15
    302