Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
Аноним5 июня 2024 г.Чудаки
Эта история о художнике, хотя нет, не так, эта история об одержимом человеке, человеке, который видел мир иначе, о человеке, который был в поисках чего-то, что было недоступно обычному смертному, и когда он это нашел, он испустил дух.
Роман начинается со знакомства семейства Стриклендов. Один скромный юноша случайно знакомится с миссис Стрикленд. Эта обычная светская дама, которая собирает от скуки у себя кружок писателей. И автор к ней постоянно ходит, ищет совета, но в один прекрасный день просит её о знакомстве с мужем. И тут пред нами предстает заурядный биржевой маклер Чарльз Стрикленд. Что ж происходит потом... Когда мы узнаём, что этот заурядный человек бросает семью и сбегает с "некой" дамой. Нашего автора посылают узнать, кто эта дама и просят вернуться в семью, ведь жена всё простит.
И тут открывается правда, что человек, который семнадцать лет жил обычной жизнью, на самом деле к старости лет захотел в корне изменить жизнь и придаться своей страсти, своей "Даме" - искусству. Всё это время в нём томилось желание познать красоту, вылить её в свои картины, и эта страсть затмила всё, ему не нужен комфорт, удобства, лишь бы ломоть хлеба, холст и краски. Но, как всё же мне отвратителен был этот персонаж, он был наглым, грубым, чёрствым, он ни чурался жить в нищете, лишь бы творить. Он говорил гадости людям, и люди всё равно к нему тянулись, а картины он писал уродливые. И только один персонаж Дирк Струве разглядел в нём гения (иногда в людях есть жилка видеть то, что не видят другие, но у самих таланта нет, это про него). И когда Стрикленд был при смерти, он его выхаживал, чем и поплатился, жена бросила его и ушла к Чарлзу, и потом покончила с собой. Стрикленду лишь надо было удовлетворять свои потребности (как в пирамиде Маслоу), чтоб достичь совершенства, как только секс был удовлетворен женщина ему стала не нужна, так как женщины требует большего, чем может дать гений.
Дирк Струве - тоже интересный персонаж. Он мученик, над ним все смеются, его оскорбляют, а он всё терпит и радушно встречает даже самого подлого негодяя. И даже прощает Чарлза после смерти его жены, предлагая ему поехать на его малую Родину.
После этой сцены, мы узнаём о Стрикленде уже из рассказов людей острова, где он провёл свои последние дни, живя с туземкой и продолжая творить.Он нашёл своё место, где создал истинное творение на стенах своего дома, после чего завещал это всё сжечь.
Я одновременно в ужасе и в восхищении перед человеком, который бросил всё и остался верен живописи, это сильный духом человек, который понял нечто большее, чем простые люди. И даже, когда он был болен ужасной болезнью сила духа его не покинула, уже слепым он сотворил гений.
Быть человеком искусства - это быть чудаком, которого не понимают при его жизни, но почему-то после смерти превозносят и ценят.
4389