Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Омон Ра

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Bastet_Laufeyson15 ноября 2014 г.

    В рамках 27 тура Барсумской рулетки.
    Несмотря на то, что Пелевин один из моих любимых писателей, сделать рецензию на его романы невероятно сложно. сам автор фигура весьма неоднозначная, многогранная, непостижимая. Я прочитала множество отзывов на его книги и почти везде проводится глубокий философский анализ текстов и, как мне кажется, зачастую там тот самый СПГС и "синие занавески".
    Как писал сам автор: "...не ищи во всем символического значения, а то ведь найдешь. На свою голову". Слишком далеко в аллегорические чащи я лезть не буду.
    При всей моей любви к Пелевину данный роман дался мне несколько тяжело, несмотря на небольшой объем. Но не потому, что трудно читабелен, а очень уж Виктор Олегович сгущает краски в некоторых моментах.
    Во-первых, "Омон Ра" отличается лично для меня от прежних прочитанных произведений - "Поколение П", "Жизнь насекомых", моего любимого "Ампир В", которые в большей степени фантастичны, и по ощущениям он ближе к "Желтой стреле" своей некой гиперболизированной реалистичностью.
    Во-вторых, я щетайу, что "Омон Ра" могут в полной мере оценивать люди, близкие к возрастным рамкам самого Пелевина. Объясню почему: например, то, как автор описывает детство: как обычно в привычных детализированных описаниях, но картина представляется настолько угнетающей, серой, словно заляпанной, засаленной и засиженной мухами. И возникает мысль, а действительно так всё плохо было у детей того времени или это нарочитое нагнетение? Потому что я вот своё детство нежно и трепетно люблю и ничего подобного описанному в книге точно не было, а напротив - была беззаботность, радость, легкость и ощущение бесконечности. Но вероятно это проблемы личного восприятия каждого, who knows. Вся советская тематика, пронизывающая произведение, будет близка также более старшему поколению, мне, к сожалению, не так сильно знакома - лишь недолгую часть её я застала.
    В-третьих, космическая тематика очень уж часто начала мелькать в моей жизни в последние месяцы) Стар Трек в двух ипостасях, Гравитация, Омон Ра, Интерстеллар...Нет, это чудесно, на самом деле, но всегда такие причуды судьбы мне удивительны.)) Как и многие дети, я тоже мечтала стать космонавтом, но максимально к моим мечтам пока приближен ТОС и Интерстеллар. В романе Пелевина же космонавтика представляется совсем иной: гротескно-шокирующей, кровавой, диктаторской. Жизни обычных людей шли в жертву имиджа страны перед миром и в частности перед США: отрезанные ноги космонавтов (хотя я так и не поняла, зачем это делалось), медвежьи, кабаньи шкуры на людях для разыгрывания процесса охоты с зарубежными представителями, смертники, сидящие в ступенях ракеты, чтобы в нужный момент исполнить свою роль во имя русской космонавтики. Кроме того, автор отлично обыгрывает идею "лунного заговора" и тут мне, как параноику и любителю разного рода глобальных тайн было где развернуться и я, конечно, пищала от восторга.
    Романы Пелевина имеют своеобразное свойство: ты прочитываешь книгу до определенного момента, и кажется, что уже начинаешь слегка понимать човаще происходит, и тут небольшой поворот сюжета меняет вообще всё и снова отбрасывает тебя на прежние позиции и заставляет переосмысливать по-новому происходящее. А уж концовка оказывается всегда непостижимо внезапной. И всегда после прочтения таких произведений автора поневоле начинаешь задумываться, а вдруг на самом деле так и было и все мировые достижения - одна большая фикция?
    Финальная пара аккордов.

    • Зацепила фраза, созвучная другой из аниме "Темный дворецкий" ("Весь мир и всё в нем - сон бабочки"): "И я, и весь этот мир - всего лишь чья-то мысль".
    • Вечные ассоциации: ППК Воскрешение

    Земляне - Земля в иллюминаторе

    1
    106