Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2024 г.

    "Любви и сложности человеческих отношений покорно любое количество написанных слов и эмоций..." (с)

    В этой рецензии не будет много слов, потому что о книге сложно говорить не вдаваясь в подробности происходящих событий.

    «Черный принц» вошел в золотой фонд мировой литературы (а также в шорт-лист Букеровской премии) и создал Айрис Мердок славу самой «английской» писательницы XX века. Название книги главным образом намекает на Гамлета. Этот роман — вершина психологической прозы автора; это своеобразный, замкнутый внутри себя мир, существующий по своим собственным законам, мир, одновременно логичный и причудливый, реалистичный — и в чем-то ирреальный. Любовь и предательство, цинизм и порядочность — эти взаимоисключающие понятия характеризуют большинство героев книги. Итак, Брэдли Пирсон, стареющий писатель, переживает творческий кризис. Окруженный требующими постоянного внимания и заботы родственниками, терзаемый бывшей женой, он пытается найти утешение в любви к молоденькой девушке, дочери друга. Эта любовь, обреченная с самого начала, неминуемо ведет к катастрофе.

    В данном романе в первую очередь стоит отметить повествование и возможность сомнения, после прочтения. Недостоверность рассказчика поражает своей написанной сутью и оставляет приятное послевкусие, которое призывает меня заставлять обратить внимание других потенциальных читателей. Это может быть первым и единственным произведением, прочитанным у данного автора, но оно определённо стоит внимания публики. Читатель проходит различные стадии, включая осуждение поступков героев, так и не понимая, что является вымыслом. Это можно, в некоторой степени и с долей наивной натяжки, сравнить с "Лолитой" В. Набокова, можно поставить отдельно за скобками стереотипов сравнения и просто наслаждаться написанной сутью, оставаясь увлечённым сюжетом и цитировать излюбленные места, задумываясь над поступками и выставляя себя на место героев.

    Не сказать, что это довольно посредственно но и вряд ли здесь кто-то найдёт проблеск гениальности мысли, при условии, что читатель до этого листал добрую сотню написанных книг. Всё это похоже на талантливые замечания и раскопки внутри человеческих состояний, сродни поискам остатков еды со стола, сделанных услужливым официантом в момент окончания смены. Книга увлекает своей историей и гонит по пространству страниц с неподдельным интересом о том, что будет дальше и куда повернёт пространство сюжета. Она не даёт отложить и растягивать повествование на долгие дни, цепляясь за суть. Я наслаждался цитатами вроде: "Бог, если бы он существовал, смеялся бы над своим творением. В то же время нельзя отрицать, что жизнь страшна, лишена смысла, подвержена игре случая, что над нею властвуют боль и ожидание смерти. Из этого и рождается ирония, наше опасное и неизбежное орудие", "Каждый из нас кричит, надрывается в своей отдельной, обитой войлоком, звуконепроницаемой камере" или метафорами вроде "Мы подскочили, как души грешников, подколотые вилами дьявола". Автор создала полотно жизни и человеческих отношений в закрытом пространстве. За этим интересно наблюдать и делать заметки на белоснежных полях, только самое главное, что есть в этой книге... Интрига развязки, где писатель позволяет читателю выбрать собственную правду из всех предложенных вариантов. Эта игра воображения стоит внимания, потраченного времени и подарит наслаждение сутью, отражая отличный пример литературы постмодернизма. Отдельных слов стоит запоминающаяся любовная линия, с оборванными телефонными проводами и разговорами о великом писателе, где интересны сами переживания чувств, а не скандальность написанных слов. Рекомендую к прочтению, но не в качестве первого списка приоритетов.

    "Читайте хорошие книги!" (с)

    142
    9,5K