Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Игры, в которые играют люди

Эрик Берн

  • Аватар пользователя
    Аноним30 мая 2024 г.

    По существу все эти приготовления сводятся к мирному разводу со своими родителями и с другими родительскими влияниями.

    Книга начинается кратким введением, в ходе которого определяются основные понятия, на которых в дальнейшем строится излагаемая книгой теория. Автор знакомит нас с тремя принципиально разными (и, как правило, взаимоисключающими) состояниями Эго: Ребёнок, Родитель и Взрослый. Первый из этой троицы отвечает за самобытность, творческое начало, беззаботность и спонтанность, присущую личности. Второй обеспечивает заботу и выживание, как правило, является исполнителем шаблонных заученных действий, бессознательно скопированных (иногда с существенными изменениями) от родительской фигуры индивида в детстве. Третий представляет собой наиболее объективную часть личности, способную адекватно реагировать на окружающую действительность, анализировать меняющиеся внешние обстоятельства и принимать взвешенные решения (в отличие от Родителя, который действует заученно и машинально, и Ребёнка, который, испугавшись, может растеряться и впасть в ступор).

    Существование трёх этих состояний Эго является естественным для человеческой психики и присуще всем и каждом представителю человеческого рода.

    Следующее, на чём автор останавливает внимание читателя - возможные варианты взаимодействия двух или нескольких индивидов исходя из внутренней роли каждого в каждой конкретной ситуации. Среди такого роди взаимодействий он выделяет процедуры, ритуалы, развлечения и игры. В отличие от всех предыдущих, игра представляет собой такого рода взаимодействие, на деле преследующую иную цель, нежели декларируемая. Так, придирающаяся к мужу из-за немытой посуды домохозяйка вовсе не стремится к порядку на кухне (декларируемая цель), но получает возможность устроить скандал, а вместе с тем повод при встрече посудачить с закадычной подружкой, осуждая непонимающего, лишенного чуткости супруга и свою незавидную женскую долю (истинная цель игры).

    Нас интересуют здесь, однако, игры другого рода. Те бессознательный игры, в которые невинные люди втягиваются, не вполне понимая их двойственный характер. И которые составляют важнейший аспект общественной жизни во всём мире.

    Суть любого рода игры заключается в том, что на внешнем уровне, с точки зрения взаимодействия двух (или более) Взрослых, преследуются одни цели, тогда как в действительности хотя с одной из сторон взаимодействия процессом управляет одно из двух других состояний Эго (цели которого вступают в противоречие с целями внешнего уровня).

    В дальнейшем книга перечисляет и проводит классификацию наиболее распространённых в обществе игр: описывается определённая ситуация, её действующие лица, исполняемые роли и характер противоречия, а также скрытые выгоды, которые получает каждый из участников описываемых событий.

    Следующее, на что обращает внимание автор - участие в игре так или иначе выгодно всякому из действующих лиц. Переставая играть в принятые в отдельно взятом коллективе игры, вы автоматически (и довольно быстро) будете исключены из этого коллектива. И одновременно с этим вольны найти для себя другой, в пределах которого вступите в другое взаимодействие (либо повторите привычное).

    Ещё более любопытным оказывается то, как ещё до вступления в новую игру мы подсознательно понимаем, кто из потенциальных партнёров обладает схожими с нашими игровыми сценариями и с кем по этой причине игра окажется наиболее благоприятной (с точки зрения достижения целей игры, которые с точки зрения здравого смысла Взрослого нередко оказываются деструктивными для личности в целом - однако она будет защищать определённый аспект Родителя или Ребёнка, ограждая их от страха, нежелательных эмоций или событий).

    Игры передаются из поколения в поколение.

    Как утверждает автор, по всей видимости способность вступать в игры не является врождённой для нашей психики, но каждый из нас учится играть в определённые игры (принятые в их семье и ближайшем окружении) по мере взросления. И от того, в какие игры нас научили играть,  зависит то, какой личностью мы станем во взрослой жизни.

    К счастью, этот детерменистичный фатализм определяет не всю нашу жизнь (хотя, как утверждает психолог, роскошь избавления от автоматизмов дана далеко не всем): психоанализ вообще в любой его форме и исследование игр в частности, проливающее свет на истинные причины наших поступков, позволяют освободиться от ставших привычными шаблонов действий, обрести осознанность и свободу выбирать собственную реакцию на каждое событие в нашей жизни. В каждый её момент.

    Маленькие дети начинают игру вполне намеренно. Когда эти игры превращаются в фиксированные шаблоны стимулов и ответов, их происхождение теряется во мраке времени, а их скрытая природа погружается в общественный туман.

    По итогу можно сказать, что данная книга излагает интереснейшие идеи - признанные мировым сообществом механизмы мышления, поведения и реагирования открытия самого автора. Тем не менее, в сравнении с книгами, направленными исключительно на популяризацию тех или иных научных идей и открытий, она написана довольно сдержанно и в увлекательности изложения уступает. Учитывая, что книга строго научная и направлена именно на изложение научных идей, это нельзя считать откровенным минусом, однако ряд читателей, прикасающихся к произведению именно с целью "узнать сложные вещи, изложенные простым и увлекательным языком", могут оказаться несколько разочарованными подобным положением дел.

    Что касается меня лично, было приятно наконец прикоснуться к идеям автора и познакомиться с ними, что называется, из первых рук, обращаясь к первоисточнику. Неравнодушным к основам психологии и поведения искренне рекомендую данную книгу.

    Содержит спойлеры
    13
    2K