Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ляльковий дім

Генрік Ібсен

  • Аватар пользователя
    russian_cat29 мая 2024 г.

    Семейная жизнь птички-милашки

    Пьесу прослушала больше месяца назад, так что какие-то детали слегка подзабылись. Но пьеса любопытная, в ней есть, о чем подумать, так что все же нужно оставить несколько слов.

    Перед нами семья: муж, жена, трое маленьких детей. На первый взгляд, все вполне красиво. Муж Торвальд недавно получил хорошую должность и вот уже с нового года начнет получать приличное жалованье, что позволит семье жить если не на широкую ногу, то, по крайней мере, не особенно экономить. Свою хорошенькую жену Нору он любит и балует, а она, в свою очередь, обожает мужа и детей. Одна беда: Нора – транжира, и деньги вечно утекают непонятно на что, так что приходится ужиматься, но с новой должностью Торвальда это перестанет быть такой уж острой проблемой. Да он, Торвальд, и так не злится, его даже вроде бы умиляет, что его «птичка-милашка» такая неприспособленная к жизни, из серии «прелесть какая дурочка», вроде как ну что с нее взять, не умеет вести хозяйство по средствам, но зато милая, как ей отказать в небольшой сумме на очередной подарок.

    Но стоит взглянуть на эту семью попристальнее, и можно увидеть, что брак-то на самом деле не такой счастливый, каким может показаться. Можно даже сказать, что это какая-то грустная пародия на семейную идиллию, где каждый из супругов по отдельности думал, что у них все прекрасно, а оказалось, как иногда бывает, что они многого друг о друге не знали или не хотели замечать.

    Например, Торвальд. Он, как уже выше было сказано, умиляется своей дурочкой-женой. Ведь на ее фоне так прекрасно самоутверждаться, чувствовать себя умным, все знающим и умеющим мужчиной. Где бы она без него была? Вот ведь, она даже карнавальный костюм без него не может себе придумать, совсем беспомощная. В некотором роде, он играет своей женой, как прелестной куколкой. Она же так в него влюблена, что вольно или невольно подыгрывает ему, восхищается им, радуется, как ребенок. Вдобавок по характеру она и правда очень наивная и открытая.

    Но и у Норы есть секрет. Несколько лет назад она, стремясь помочь своему любимому мужу, пошла на подлог. И теперь оказалась в ловушке, так как понимает, что все вот-вот раскроется. Тут-то и кроется причина ее неуемного «транжирства» – она просто пытается выпутаться и оттянуть неизбежное… Она поступила крайне, безумно глупо, это уже не «прелесть какая дурочка», а «ужас какая дура», но сама она была искренне уверена, что цель оправдывает средства, и спасение любимого человека того стоило. Вот только он ни за что не должен об этом узнать.

    Но Норе самой предстоит узнать, за каким человеком она на самом деле была замужем все эти годы. Конечно, вряд ли стоило ожидать, что, узнав правду, он обрадуется. Но в минуту опасности для себя любимого Торвальд проявил себя во всей «красе» своего истинного ничтожества. Но еще хуже его перевоплощение, когда он понял, что опасность миновала. Как ловко он снова переобулся в снисходительного мужа, с барского плеча прощающего свою жену. В этот момент он был максимально мерзок. Мне не нравилась Нора, она и правда дурочка. Но такого мужа, как Торвальд, и врагу не пожелаешь.

    А вот выводы, которые Нора сделала после своего «прозрения», достаточно спорные. Дослушав до конца ее пламенную финальную речь, я некоторое время сидела с выражением типа: «Ээээээ…». Кажется, поумнеет она еще нескоро. Но радует, что она хотя бы хочет попытаться.

    70
    663