Рецензия на книгу
Мэнсфилд-Парк
Джейн Остен
GrasleG28 мая 2024 г.Личности, скрытые духом эпохи, сильные и не очень
С желанием погрузиться в мир и эпоху Джейн Остин, я, уже будучи поклонником «Гордости и предубеждения», решила ознакомиться и с другим её известным романом «Мэнсфилд-парк». Моей целью было не столько наблюдать за любовными линиями или подробно изучать характер персонажей, сколько до мельчайших подробностей ознакомиться с этикой, обычаями и поведением людей той эпохи. Однако то, что я открыла для себя в «Мэнсфилд-парке», оказалось куда более глубоким и неожиданным, чем я ожидала. Но обо всём по порядку.
Сколько я понимаю, мисс Прайс чаще заслуживает похвалы, чем слышит ееТакая простая, но такая, как мне кажется, точная цитата мисс Крофорд о Фанни. Я заметила, что многие склонны называть главную героиню «Золушкой», а также высказываются о её характере как о чём-то слишком идеальном и нереальном. Что ж, возможно, в какой-то степени это и так. Да, в десять лет Фанни действительно выдалась счастливая случайная возможность переехать в Мэнсфилд-парк, а её характер действительно слишком лишён изъянов и не подвержен пороку, чтобы можно было это отрицать. Однако так ли это на самом деле плохо? Фанни от природы очень скромна и застенчива. Попадая в Мэнсфилд-парк, она уже находится в таком возрасте, когда привить ей какие-либо дурные качества (присущие некоторым обитателям Мэнсфилда) или полностью обратить её характер невозможно. Особенно при влиянии Эдмунда и при том, как (в частности) тётушка Норрис пытается выделить Фанни среди остальных, указывая на «её место». Кстати, позволю себе небольшое лирическое отступление и упомяну, что миссис Норрис будто прямо стремится быть миссис Рид из «Джейн Эйр». Однако у неё это не слишком хорошо получается. Во-первых, личная выгода самой тёти, которая уж никак не согласовывается с презрением ею к Фанни. А во-вторых, ведь Фанни на самом деле душа куда более тонкая и глубокая, чем кто-либо может представить. Она сразу, прямо ли, или косвенно, располагает к себе остальных обитателей Мэнсфилда, что, скорее всего, и не позволяет миссис Норрис в полной мере принижать девочку перед остальными, что однако делала миссис Рид с Джейн Эйр. А ещё я склонна думать, что этой чертой Фанни также обусловлено и такое сильное расположение к ней родственников в конце романа. Что за характер у Фанни? По началу я опасалась, что она всего лишь «серая мышка», ничем не примечательная, постоянно плачущая, тихая, скромная, молчаливая, уступчивая. Но это не так. В реальности же у неё очень стойкий и непреклонный характер, которым можно только восхищаться. И особенно ярко он появляется в её отношении к Крофордам. Как умело она распознаёт их дурную натуру и как остаётся непреклонна в этом мнении до самого конца, что бы не говорил ей Эдмунд и другие. Что это, если не стойкость духа? А Фаннина скромность, молчаливость и уступчивость, так ли они неуместны? Она живёт в таком обществе, где сколько не высказывай своего мнения, оно всё равно либо останется незамеченным, либо сразу же осудится приверженцами существующего порядка. Просто вспомним «Горе от ума». А судьи кто? Ведь чем эпоха, которая описана в романах Остин, по своей структуре не отличается от фамусовского общества? Здесь описывается такое же осуждение прогрессивных и здравых мыслей в угоду консерватизму, браку по расчёту и тому подобное, что и у Грибоедова. И всё это понимает и чуткая душа Фанни. Будучи от природы благодарной и доброй натурой, она спокойно выдерживает общество своих тётушек и кузин, их пороки и предубеждения. Ведь где-то глубоко она понимает, что говорить бесполезно, иной раз лучше оставить своё мнение при себе. Это касается и её мнения о Крофордах, которое она, из понимания, насколько глубоки чувства Эдмунда, не высказывает даже ему. Да, быть может, иной раз, где надо проявить стойкость, или где другой человек вспылил бы или вознегодовал, она начинает винить себя и всё больше в себя уходить. Полагаю, этому виной её не слишком высокая самооценка. Но ведь не всё так просто. Вспомним, Фанни всегда смотрела на вещи не от своего лица, даже не со стороны, но каким-то другим, особым взглядом, который открывал всё со стороны благочестия и нравственности. Не припомню я ни одного случая, когда Фанни думала или тем более говорила о чём-нибудь тщеславно или высокомерно. Это в ней и ценили многие — её способность к рациональному мышлению и не стремление к поспешности. Кто говорит, что героиня идеальна? Нет, просто её душевное устройство выше определённого понимания. А к тому же здесь проходит такая тонкая грань между добром и злом, что судить обо всём как о хорошем и плохом просто невозможно.
Мне кажется, я видел, какие смешанные чувства она испытывала — сильная, хоть и недолгая внутренняя борьба, отчасти желание согласиться с правдою… отчасти стыд… но привычка, привычка одержала верхКто вообще такие Крофорды, и стоит ли их любить и им сопереживать, или же они достойны порицания и своей судьбы? Признаться честно, до самого конца книги они вызывали у меня крайне противоречивые чувства. И если мисс Крофорд ещё с каждым новым своим появлением всё больше усиливала к себе неприязнь и отторжение, то вот Генри был очень странным персонажем. Все его добрые качества, которые то и дело находили своё место в сюжете, всё равно затмевались его гордостью, тщеславием, легкомысленностью и ветреностью. Знаете, в той или иной мере я согласна со словами Эдмунда о том, что сама натура мисс Крофорд не злая, но испорченная дурным влиянием. И я бы с охотой отнесла такое описание и к Генри. Ведь как бы смешной и непонятной мне до самого конца не казалась его любовь к Фанни и его всяческое стремление завоевать её сердце, по итогу же он остался несчастным и видимо даже раскаялся. И как бы мне до самого конца не хотелось этого признать, но похоже он действительно испытывал к Фанни довольно сильное влечение (хоть и не на столько, чтобы не стать причиной позора её семьи, вызванного его побегом с миссис Рашуот. К слову, эта ситуация так прямо противоположна ситуации с мистером Дарси, который напротив сделал всё, что было в его силах, чтобы спасти семью Элизабет от подобной проблемы. Любовь бывает разная…). А может быть, это было и из-за того, что она была той единственной, которая не влюбилась в него и не поддалась на его обычные ухаживания. Возможно тут даже будет уместна некоторая параллель с «любовью» Скарлетт О’Хара к Эшли Уилксу из «Унесённых ветром». Может, а может Крофорд и правда любил Фанни за её душу… Но ведь он совершенно не понимал её. Однако стоит отдать должное его желанию сделать её счастливой (о чём он говорил перед своим ей предложением). Но вот только у него, как и у его сестры, «привычка одержала верх», и он поддался на мимолётное желание расположить к себе миссис Рашуот, и вот к чему это привело. Крофорд не был плохим, но и хорошим его назвать сложно. Что до Мэри, то она была точно такой же неустойчивой, как и её брат. Также менялась в своём отношении к Эдмунду и к Фанни, иногда была милой, иногда лицемерной. Нет, она отнюдь не была ещё одной Кэролайн Бингли, но в некоторых моментах упорно вела себя также. И мне искренне жаль Эдмунда, что такая действительно неплохая девушка, проявила себя подобным образом, не оправдав его надежд.
Ему остается лишь одно-единственное утешение — дружба ФанниНичего не могу сказать про финальный союз между кузенами. Здесь уже не нам судить. Могу лишь сказать, что это во всяком случае было самое естественное, что могло произойти между ними. Слишком уж кузены были близки на протяжении всего романа, чтобы питать хоть какие-нибудь надежды, что в итоге они найдут своё счастье с Крофордами. Кстати замечу, что по ходу всей истории нам никогда напрямую не говорили, что «Фанни любит Эдмунда». Это проявлялось в её скрытой ревности, которую нам описывали, а также в отводящих формулировках, но напрямую — никогда.
Пресытясь отношениями, основанными на честолюбивом и денежном интересе, он все более ценил безупречность жизненных правил и чистоту натурыИ вот мы подходим к самому интересному. Что у меня подразумевается под «Личности, скрытые духом эпохи»? А то, что такие достоинства личности, сильный характер, суждения и стремления, какими обладает человек сегодня, раньше были просто скрыты под традиционными убеждениями и подавлены воспитанием. Вся эта «ярмарка тщеславия» и «балы лицемерия» были просто структурой, к которой стремилось и на которое опиралось не только общество при Джейн Остин, но и до и после неё. Скажу на примере сэра Томаса. Он же был совсем не злой, высокомерный, и не такой уж и сильно гордый человек. Но жизнь, которую вели все вокруг, мир, где жил он сам, не дали его ведь действительно доброй и понимающей натуре до конца раскрыться. Мне очень симпатизирует этот персонаж, а особенно его изменения к концу романа. Но жизни, которая была тогда, не позавидуешь. Многие люди жили под натиском нравов и времени.
Давай позволим себе роскошь помолчатьВозможно, где-то субъективное и непопулярное, но моё мнение. Спасибо, что уделили время этому неприлично длинному отзыву)) Пять звёзд, «Мэнсфилд-парк» действительно интересная и глубокая книга, которая о многом заставляет задуматься и какие-то вещи пересмотреть. Вот что у неё не отнять, так это полное погружение в эпоху, к чему я и стремилась, но так неожиданно для себя открыла ещё несколько новых мыслей и идей.
Содержит спойлеры5290