Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    goramyshz27 мая 2024 г.

    В конце почти все умерли

    !!!Внимание, кто-то может посчитать сие за спойлер!!!
    Принимаясь за эту объемную книгу, я мучился от того, что сразу мое мнение о ней разделилось на две части. Одна часть говорила о том, что Томас Манн великий писатель, и все что я читал у него до этого, мне понравилось. Вторая часть на подсознательном уровне выступала против разнообразных "семейных саг". И, хоть, самому себе пришлось уточнить, что не всё из того, что я читал у Манна мне понравилось, была Смерть в Венеции , которую я к тому же прочитал после Ганимеда Дафны Дю Морье, разница в сюжетах которых состоит только в том, влюбленный или объект любви в конце погибает. И от того, и от другого осталось впечатление такое, что срочно захотелось помыть руки. Но гениальный Иосиф и его братья , конечно, оставил неизгладимое в хорошем смысле впечатление. Я отодвинул локтями всех кто хотел вместо меня прочитать эту книгу и приступил к её чтению.
    Поначалу было очень даже неплохо. Передо мной сразу развернулось полотно жизни одной аристократической семьи. Но, как и сказано в дополненном названии сего произведения, это оказалась "история падения одной семьи". Читать такое всегда грустно, но в коротком произведении это можно вытерпеть. Тем более, мой довод "за" периодически оказывался прав по ходу чтения, потому что устами героев, разных Будденброков автор выдает нам очень много жизненных и мудрых вещей, жизненная мудрость, причем с абсолютно разных колоколен. Томас Манн очень ценил своих Будденброков, и я уверен в том, что все его персонажи отсюда являются выразителями мыслей витавших в германских землях того времени. Постепенно на роль главной героини выходит Антония (Тони) Будденброк, привлекательная и ершистая дама, сделавшая однажды выбор, который оказался судьбоносным и, как бывает часто, совершенно неясно, правильным он был или нет.
    Отмечу, что Германия большая и тут нужно уточнить, семейство Будденброков жило и работало в Северной Германии, где был в ходу (и наверное есть) свой диалект немецкого языка, как считается, более канонический, чем, например в Южной Германии, где по мнению северян слишком развязные и не чтущие порядок немцы живут. Ну прямо как в США, только Север и Юг надо поменять местами. В Северной Германии сильны связи с Британией, Скандинавией, Прибалтикой и Нидерландами. Вот и Будденброки на протяжении этой саги успели побывать везде. И, кстати, что в википедии (понятно почему) не сказано сегодня, а у Томаса Манна это есть, влияние и связи с Россией тоже есть. Как бы не корчились сегодня прибалты, но у Манна не потрешь, как в википедии, это влияние распространялось в том числе и через Прибалтику. Так, брат Тони, Томас всю свою взрослую жизнь курил русские папиросы. Как я уже сказал, центральным персонажем становится Тони. Ей пришлось сделать выбор между норвежским вольнодумцем ниже ее по статусу и персонажем, желаемым для семейства, во имя, так сказать, его будущего процветания. Но, даю подсказку, процветание окажется обманчивым, ибо и персонаж окажется обманщиком. Персонаж, кстати, некий Грюнлих, из так называемых нуворишей. А вот в зятьях у нее окажется господин из Прибалтики, на чьем примере можно узнать как к господам из Прибалтики относились немцы округленно двести лет тому назад. Они считались немцами и русскими одновременно. Северная Германия не была единой политически. Жители Любека смотрели на упадок Франкфурта, выбравшего не ту империю (прусскую) и радовались что их Любек миновала сия чаша. В очередной раз не соглашусь с аннотацией, что странно, не современной. Недавно я проходил с книгой "Будденброки" в рюкзаке мимо дома, который её ровесник, обоим по 71 году. Но аннотации уже научились писать неверные. Там говорится, что, мол, на примере падения семьи Будденброков показан распад буржуазной формы жизни. Но это, мягко говоря не так. Я скорее склонен уверовать в то, что ранний Томас Манн был отчаянным фаталистом и всё что он хотел сказать этим произведением, это что все мы всё равно умрём, кого из себя ты не корчи. Такой подход мне совершенно не нравится. И, думаю, позднему Томасу Манну тоже. Ну причём тут буржуазная форма жизни, когда и Иоганн, и его всеми уважаемый в городе отец, и сын его Томас, принимали самое деятельное участие в жизни города. Это не бездельники, живущие на какие-то отчисления за их знатность и имеющие по этому же разные имения. Никто из Будденброков не был таким высокородным бездельником, все были очень деятельны, во взрослом состоянии, кто дожил до оного. Непутёвый брат Тони и Томаса, Христиан пробовал начать своё дело в Лондоне и Амстердаме, в обоих случаях его цинично облапошили. Думаю, этим фактом автор намекает на то, что это плохая идея затевать своё дело там. Кстати, вот и отношение настоящих Будденброков к настоящей буржуазной жизни.
    Но, уже начиная со второй (из одиннадцати) части Томас Манн повадился к концу умерщвлять одного из Будденброков. Ближе к концу, в парочке частей умирают уже по двое. К сожалению, я полагаю, что смерти членов семьи по ходу пьесы это неотъемлемая часть жанра под названием "семейная сага". Мне говорят, а Сага о Форсайтах ? А я спрашиваю, а там не мрут Форсайты? Мрут конечно. Вот поэтому я не люблю этот жанр. Спасает его только то, что по каким-то причинам в нём писало и возможно пишет, да наверное и будут писать, много замечательных писателей. Оттачивают мастерство. К сожалению, никто, в том числе и классики, не может избежать проклятья переломных лет между веками. Подавляющее большинство написанное в мире в эти периоды носит сугубо фаталистически мрачный характер. Но важно подчеркнуть, во-первых, что это первое произведение Томаса Манна, а по качеству повествования совершенно не скажешь. И Томас Манн смог закруглить эту историю. Начал он с того, как Тони и её братья и подруги озорничали, а родители с пониманием и любовью относились к их шалостям, а закончил как Тони осталась одна с еще трёмя будденброкшами, а её понимание и любовь к только что приставившемуся болезненному племяннику Ганно всё-таки успели сформировать в нём хорошего человека. Очень грустное окончание. Капелькой цинизма будет следующая мысль: а саму Тони автор пожалел, всё-таки она осталась жива...

    40
    890