Рецензия на книгу
Башня Ласточки
Анджей Сапковский
Аноним26 мая 2024 г.«И вот тогда, поглядев на землю, ты можешь смело и определенно сказать: то, что здесь валяется, уже не обидит никого»
Что понравилось:
- Финальная сцена на ледяном озере классная. Это зрелищно, красиво и киношно. То как Цири обхитрила своих врагов, заманила их в ловушку и расправилась с ними, лихо вытанцовывая по льду на коньках, очень круто.
- Интересный эпизод в пещере эльфа, где Геральт знакомится с Авалакхом и скачет через горы и леса на спине у огромного чудища. Единственный момент, который мне хорошо запомнился.
- Атмосферные описания осеннего леса.
- В целом история Цири получилась в духе Тарантино. Кровь, жестокость, месть. Скачки во времени, рваное повествование, зацикленные эпизоды. Что-то в этом есть. Если убрать лишнюю болтовню, затянутые описания и ненужных персонажей, то как экранизация получилось бы стильно.
Минусы:
- Да, мои впечатления от первого знакомства с циклом, которое было 10 лет назад, подтвердились. Последние две книги понравились мне меньше всего как самые слабые, затянутые и неинтересные. Если книга быстро забывается и не оставляет впечатлений, это о чем-то говорит. Так и произошло с «Башней Ласточки». После шикарного «Крещения огнем» , где Сапковский блеснул юмором, приключениями и яркими героями, «Башня Ласточки» кажется большим расплывчатым серым пятном. Объем книг все увеличивается, динамика уменьшается, приключений и самого Геральта все меньше, а чернухи и Цири все больше. Финальная книга «Владычица озера» еще толще. Видимо, завершение истории ведьмака будет совсем разочаровывающим.
- Для кого автор добавил пересказ сюжета предыдущей книги от лица Лютика? Ведь между изданием книг прошел всего год, и большинство читает цикл подряд, да и события там были не такие уж значительные, чтобы их повторять. Снова рассказы о том, что делала компания Геральта, как он оказался в Брокелоне, что было с Цири, кто такой Регис и Мильва и т. д. — все это лишь затягивает повествование.
- Сапковский продолжает экспериментировать с жанрами фэнтези. Если «Крещение огнем» было в духе юмористического фэнтези, то «Башня Ласточки» ушла в темное фэнтези. Мне никогда не нравились сюжеты о бандах, преступных группировках, о сброде всяких малолетних бандитов и убийц. Банда Крыс, в которую попала Цири, где к тому же завела романтические розовые отношения с одной из девушек, раздражала меня всю книгу. Не знаю, чему тут восхищаться — подростковым максимализмом? Протестом против общества? Стильным попугайским прикидам? Убийцы, грабители, насильники и просто деструктивные маргиналы. Романтизировать подобных героев я не привыкла. Поэтому, когда Бонарт расправился с Крысами, жалко мне их не было. Даже как-то обидно, что история Цири пошла по такой дорожке — про ее судьбу как ведьмачки или чародейки мне было бы гораздо любопытнее почитать. Помимо Крыс здесь хватает грязи и кровище. Арена с боями, наркотики, омерзительные аристократы-извращенцы, заигрывающие в де Сада, всякого сорта солдафоны, каратели и быдло, устраивающие насилие женщин и детей. Может, если бы серия изначально была в жанре темного фэнтези, я бы не обратила на это внимание. Но такой поворот в сторону чернухи мне не понравился.
- В этой части больше описаний битв, драк и конфликтов. К Геральту и его компании присоединяется спасенная из петли разбойница Ангулема. За Геральтом охотится банда эльфов-головорезов. Шпики и шпионы тоже его не жалуют. И со всеми надо вести словесные перепалки, драться, проливать кровь, переворачивать столы и стулья. Экшен и средневековые стычки на мечах не впечатлили.
- Идея сделать сложное сплетение времен интересная, но реализована не очень грамотно. Часть сюжета происходит в настоящем, часть в прошлом (вечерние байки Цири в гостях у болотного деда Высогота), что-то происходит даже в будущем. Переплетаются линии Цири, Геральта и Йен. У каждого своя цель, свое Предназначение. Но собрать картину воедино и уследить за временными скачками повествования не так уж просто.
- Снова тайны, интриги, политики и древние предания и мифы.
Цитаты:
«Вежливость никогда не помешает, тем более что она ничего не стоит»
«Предсказывать будущее может каждый. Нет ничего особенного в том, чтобы предсказывать. Искусство в том, чтобы предсказывать точно»
«Да. Именно так! Потому что я знаю, чего Зло боится. Не этики твоей, Высогота, не проповедей, не моральных трактатов о порядочной жизни. Зло боли боится, боится быть покалеченным, страданий боится, смерти, наконец! Раненое Зло воет от боли как пес! Ползает по полу и визжит, видя, как кровь хлещет из вен и артерий, видя торчащие из обрубков рук кости, видя кишки, вываливающиеся из брюха, чувствуя, как вместе с холодом приходит смерть. Тогда, и только тогда, у Зла волосы встают дыбом на башке, и тогда скулит Зло: «Милосердия! Я раскаиваюсь в совершенных грехах! Я буду хорошим и порядочным, клянусь! Только спасите, остановите кровь, не дайте позорно умереть!» Да, отшельник. Вот так борются со Злом! Если Зло собирается обидеть тебя, сделать тебе больно - опереди его, лучше всего в тот момент, когда Зло этого не ожидает. Если ж ты не сподобился Зло опередить, если Зло успело обидеть тебя, то отплати ему. Напади, лучше всего когда оно уже забыло, когда чувствует себя в безопасности. Отплати ему вдвойне. Втройне. Око за око? Нет! Оба ока за око1 Зуб за зуб? О нет{ Все зубы за зуб! Отплати Злу! Сделай так, чтобы оно выло от боли, чтобы от этого воя лопались у него глазные яблоки! И вот тогда, поглядев на землю, ты можешь смело и определенно сказать: то, что здесь валяется, уже не обидит никого. Никому не опасно. Потому что как можно угрожать, не имея глаз? Не имея обеих рук? Как оно может обидеть, если его кишки волочатся по песку, а их содержимое впитывается в этот песок?»
«- Знаешь что даёт человеку университетское образование?- Нет. Что?
- Умение пользоваться источниками»
«Знание, дорогой мой, это привилегия, а привилегиями делятся только с равными себе»
7355