Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь маски

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним25 мая 2024 г.

    Второй роман Юкио Мисима, прочитанный мной. И во второй раз произведение этого автора оставляет у меня тягостное послевкусие.

    Тема гомосексуализма в литературе меня скажем прямо не очень привлекает. Однако я склонна полагать, что происходит это от того, что я мало читала качественных произведений на эту тему. Чаще других мне попадались истории романтизации гомосексуализма с перекосом в откровенную неприязнь к традиционным моделям сексуальных отношений.

    "Исповедь маски" хороша тем, что не выпячивает трагедию внезапно осознавшего себя гомосексуалистом человека, рассказывая попутно о том, как ему, печальному рыцарю любви наивысшего порядка, приходится страдать от агрессивно настроенного общества. Этот роман - исповедь человека, горестно осознающего свою инаковость и попытка с нею примириться, примириться в первую очередь внутри себя. О трансляции своей природы во вне здесь даже речи не идёт.

    Кроме того, "Исповедь маски" это ещё и роман-взросление. Где на подрастающего мальчика сваливается двойная проблема - идентификация себя как личности и идентификация себя как гомосексуалиста.

    Любопытно, что в Японии гомосексуальные отношения начали осуждаться примерно со второй половины 19 века, с момента ухода страны от изолированного феодального общества в сторону национального государства с огромным влиянием западных культур и традиций. Скажем так, вестернизация и влияние европейских культур изменило отношение к культуре гомосексуальных отношений в Японии в сторону осуждения и запрета. (Любопытно, не находите, что сейчас мы видим обратную тенденцию)).

    Надо отметить, что гомосексуальность встречается и в животном мире (это для тех агрессивно нетолерантных, которые утверждают, что сия мерзость противна природе). Однако, гомосексуализм у животных имеет под собой определённую цель - установление иерархии в группе. Таким образом альфа-самцы показывают своё превосходство, остальные - подчинение.

    Исходя из этого, ничего удивительного нет, что в некоторых древних культурах, например Греческой и Японской, гомосексуальные отношения были обычными в моделях наставник-ученик, настоятель-послушник. И рассматривались с точки зрения инициации мальчика в мужчину и ни какой романтической базы под собой не предусматривали, как и создания семьи. После инициации мужчина уходил в мир женщин, создавал семью, однако дружба (уже без сексуальных отношений) между наставником и учеником имела право остаться навсегда.

    К чему я всё это рассказываю? Во-первых, к тому, чтобы обратить внимание на очень важный аспект, который мы так часто упускаем - культурный код, генетическая, если хотите, память. Думаю, что имея такое длительное национальное наследие, как терпимое отношение к гомосексуализму, спустя каких-то 100 лет достаточно сложно привить народу резкое отвращение к бывшей норме.

    Итак, Мисима начинает свой рассказ с описания истории семьи главного героя, интересен в этой истории факт разорения семьи. Что, как вы понимаете не могла не сказаться на общей атмосфере дома и как следствие на ощущении безопасности главного героя-ребёнка. Далее с ним случается припадок болезни, название которой автор точно не указывает, но из повествования становится ясно, что мальчик находится на грани жизни и смерти. Соответственно уровень опекаемости его, поправившегося от удара, семьёй возрастает.

    Далее Мисима показывает нам очень знаковый эпизод с детской книжкой. В книге про великолепного мужественно рыцаря мальчик узнаёт, что тако обожаемый им рыцарь не мужчина вовсе. Он - Жанна Д'Арк. Образ мужчины, с которым себя идентифицирует мальчик внезапно принимает облик мускульной женщины.

    Позже, подрастая мальчик постоянно сталкивается с этим образом, в лице юноши-золотаря, группы проходящих мимо их дома солдат и наконец в изображении Святого Себастьяна с репродукции картины Гвидо Рени.

    Каждый из образов приходит к мальчику в процессе его взросления. Вместе с этим мальчик всё более начинает осознавать правила социума в отношении правильных межполовых моделей. И смутно понимает, что он в эти правила не вписывается.

    Изображение Святого Себастьяна совпадает с периодом пубертата главного героя. Впервые испытанный сексуальный опыт прочно связывается с образом истязаемого мужчины.

    Всё последующее повествование главный герой мучится своей страстью, непонятной в первую очередь для него. Первое время, он даже не понимает толком, что он есть. Впервые осознание, что он - гомосексуалист приходит к нему с фразой одноклассника. Тот говорит о содомитах.

    Кими (главный герой) с этого момента прочно пугается, осознаёт, что страсть его преступна, пытается копировать поведение "нормальных" мужчин, надевает на себя ту самую маску, точнее пытается её на себя надеть. Однако фантазии его прорываются всё в тот же первый опыт. И вот здесь образ истязаемого мужчины принимает новое качество. Желание наказания за тайный проступок преобразовывается в садо-мазохистские фантазии.

    Помните, я говорила о шатком положении семьи? Так вот, история Кими (главного героя романа) продолжается шатким положением страны. Япония во Второй Мировой. Бомбёжки, постоянная угроза жизни, возможность призыва, работа на авиазаводе, где собирают самолёты для лётчиков камикадзе. Таким образом, герой не может нащупать твёрдую почву во вне так же, как и внутри себя.

    Сейчас будет во-вторых, помните, да, я говорила об инициации и бла-бла. Так вот, здесь же автор замечает очень любопытную деталь. Он в процессе размышлений главного героя рассказывает о том, что встречает девушку - сестру друга Саноко. И у него к ней вдруг начинают пробиваться романтические чувства.

    При этом автор делает упор на то, что всё его влечения к юношам имеют исключительно сексуальный характер. Заостряет внимание читателя на том, что в фигурах мальчиков при этом Кими абсолютно не интересует их душевные качества, дружеская предрасположенность, совпадение интересов. Наоборот, его физическое влечение максимально отделено от личности и характера объекта.

    Саноко же его впервые душевно волнует. Но... Случается первый поцелуй. Кими в смятении новых ощущений, он ещё не разобрался и тут... Девочка начинает проявлять активность, но что хуже всего, активность начинают проявлять родственники с обеих сторон. К Кими вместо воздушной беззащитной девочки возвращается образ мускульной Жанны.

    Повествование заканчивается полным крахом женщины, как возможного объекта любви. Кими возвращается к привычным фантазиям.

    Книга понравилась очень. Могу рекомендовать тем, кто не ура-геи и не агрессивные натуралы. Читайте на здоровье))

    49
    1,2K