Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Наследие страха

Дин Кунц

  • Аватар пользователя
    MarinaKoroljova21 мая 2024 г.

    Книги Кунца делятся на несколько равнозначных категорий. Это однозначные Шедевры, крепкие Середнячки с претензией на нечто большее, Проходные, но неплохие и - Невпечатляющие. Есть еще категория — Ненужные — но в данной ситуации она окажется лишней. Достаточно того, что она просто есть.

    «Наследие страха» было написано в далеком 1971 году, задолго до моих любимых «Фантомов» и жуткой «Полночи», сочетающей науку и боди-хоррор. Далеко этому роману и до знаменитых «Ангелов-хранителей», рождающих фетиш на золотистых ретриверов. К слову, я слышала, что в своих ранних книгах Кунц не гнушался плохих концовок, хотя прочувствовать, каково это, мне пока не довелось (разве что совсем без концовки, но с претензией на продолжение).

    Итак, «Наследие страха». В целом, было нескучно и один раз даже весьма жутко, однако книга оставила по себе смешанные впечатления.
    Сюжет неплох, он интересный и могущий накрутить нехилый саспенс, однако его развитие кажется однобоким, так как все события видятся исключительно под одним углом — со стороны главной героини Элайн Шерред, а она сама по себе натура неоднозначная и не вызвавшая лично у меня собой симпатии.
    Она гордится своей серьезностью, целеустремленностью, рациональностью и трезвомыслием, однако больше похоже, что она просто сухая и чванливая гордячка, толком не жившая и большого опыта в этой жизни не нажившая, поэтому все ее попытки как-то «трезво» оценить окружающих ее героев резко и неприятно пахнут лицемерием и неумеренной гордыней. Как медсестра она себя ничем особо не проявляет, хотя в ее поведении в критических ситуациях присутствует рационализм, а это уже неплохой повод оценить ее хотя бы не как типичную «дамочку в беде».

    Сам по себе сюжет книги хорош. Фактически действие развивается в стенах особняка — это как преступление в запертой комнате или кабине лифта, когда все у всех на виду и непонятно, кто же на самом деле убийца. Ну, тут угадать убийцу не так чтобы совсем легко, но и не трудно. Если вы подумали на одного из героев, а потом решили, что это было бы слишком очевидно, чтобы быть правдой, скорее всего, вы угадали.
    И исходя из этого романтическая составляющая, вписанная Кунцем в сюжет, выглядит чрезвычайно смехотворно и даже убого. Потому что либо у героини, как у Электроника, есть пресловутая кнопка, переключающая эмоции, либо я могу подумать о ней нечто совсем нехорошее. Ну не годится так свои увлечения менять.
    Второстепенные персонажи были прописаны довольно бледно, фактически, более-менее мы узнаем только Джейкоба, о Ли и Деннисе имеем весьма смутное представление, основанное исключительно на личном мнении Элайн, прислуга кажется недалекой и картонной (как представители каких-нибудь амишей, только голландских и по-пенсильвански), а брат кажется слишком рохлей и слишком добряком, так что даже не хочется на него никаких собак вешать.

    Саспенс в сюжете неравномерный, однако когда Кунц описывает мистику или ту «хоррорную» составляющую, что призвана нагнать напряжения, это работает. Больше всего лично меня впечатлила сцена, в которой ночью к Элайне пытались пробраться. Читать ночью, в полутьме... это стоит того, чтобы пощекотать нервишки.
    Основная же фабула и драматургическая кульминация кажется печальной, но довольно банальной, хотя и логичной. Тут даже не знаешь, испытывать ли к антагонисту отрицательные эмоции, потому что даже о мотивации тут что-либо трудно говорить.

    Однако как представитель раннего творчества автора, эта книга не вполне плоха. У нее есть некоторый потенциал, который, к сожалению, оказался недостаточно хорошо развит. Есть неплохие, хоть и картонные персонажи, которые могли бы быть интереснее, чем они в итоге получились. Но лично меня развязка удовлетворила, так как откровенный мистицизм сюда бы вписался еще меньше, чем вписалось... то, что вписалось.

    Засим отзыв завершу, а книги Кунца читать продолжу. Как кто-то сказал — это тот автор, забивать на которого после двух-трех неудачных книг, нельзя, так как следующая рискует оказаться шедевром. Или около того.

    8
    98