Рецензия на книгу
Middlemarch
George Eliot
Kolombinka20 мая 2024 г.Из Мидлмарча да в шинели - так и ума наберемся
Я очень напряглась, когда увидела в советах эту книгу. С любовными романами, даже историческими, у меня не особо хорошие отношения. А после Томаса Харди и вовсе страшно было браться. Да-да, о том, что Джордж Элиот это Мэри Энн Эванс, я узнала буквально перед чтением. Немного расслабилась, всё-таки с женскими представлениями о любви мне легче справиться. И буквально с первой главы стало понятно, что все опасения напрасны, это было настолько здорово, что даже странно!
Странно для писательницы 19 века. Слишком остро, удивительно отважно, без религиозного целомудрия, с юмором, с нестандартными парами, с лихими и занимательными разговорами об экономике и социалке. О чувствах Элиот именно рассуждает, а не полыхает напалмом охов и ахов. Её героини живые и настоящие; конечно, в их мышлении есть нюансы исключительно "девятнадцатовековые", но в какой-то момент я поймала себя на мысли, что примеряю что-то на себя, на своих подруг. Доротея и Селия, Мэри и Розамонда - их мечты и желания, поступки и цели актуальны и интересны до сих пор.
А еще очень приятно, что среди женских персонажей нет "дурочек". И даже если барышни совершают глупости, их невозможно назвать "глупышками". Хотя бы потому что они все сильные - либо знают, чего хотят и идут к этому; либо анализируют ситуацию и активно ищут пути решения. Судьба и общество не всегда к ним благосклонны, но они встают, отряхиваются и следуют своей дорогой. Причем их поведение не притянуто за уши. Мэри Эванс мастерски описывает состояние сознания женщины, наполненность её сердца, особенности её поведения, страстность и сомнения её желаний - и читатель плавно двигается вместе с Доротеей через её разочарование в муже к настоящему чувству, с Селией растворяется в ребёнке и семье (потому что это правильно), с Мэри разбирается в тонкостях добродетели (религиозной и общечеловеческой), с Розамондой безуспешно пытается сделать из фанатичного доктора приличного светского льва. С каждой из этих женщин - интересно. И это тоже странно, ведь ни одна из них мне особо не близка (но Доротея больше всех нравится).
Когда речь заходила о сельской экономике и политических местечковых тёрках, я немного грустнела. Это как у Толстого, мальчики читают про войну, девочки про мир. Единственное, о чем я могла думать, какая же Эванс умная и увлеченная, что ей вообще захотелось так подробно останавливаться на теме фермеров, аренды, выборной системе, правах батраков, помещиков и женщин... Я теряла нить беседы где-то в самом начале и потом с трудом понимала, кто против кого дружит в мужской компании. Ориентировалась на Лидгейта, но вряд ли смогу озвучить хотя бы один пункт программы. Разве что про больницу, это понятнее.
Но всё-таки больше всего в романе мне понравилась история Доротеи, мистера Кейсобона и Уилла Ладислава. Не могу назвать её любовной, она намного шире. Там прямо всё прекрасно - как обманулась девушка в "умном" мужчине, с какими умопомрачительными тараканами в голове жил этот самый мужчина, как аккуратно соединялись судьбы Доротеи и Уилла. Без эмоционального разгула, но с глубокими чувствами, мыслями, рассуждениями. Даже Кейсобон в этом смысле отличный персонаж! Эванс не ставит на него метку с авторской высоты - "напыщенный дурак", а раскручивает на полноценный детальный портрет, селфи. А как хороши мысли Доротеи о браке, о месте женщины, об уме и познании, о социальных возможностях, религиозном долге и человеческом счастье. Над тем, что составляет женское счастье по Кейсобону я хохотала в голос!
Кстати, это еще один бонус романа - он остроумный, ироничный, но не едкий и саркастичный (хотя такое я тоже люблю). Джордж Элиот не издевается, а чётко и ясно показывает прелести и недостатки жизни в Мидлмарче, пороки и добродетели в провинциальном английском обществе, которое сильно напоминает любое другое. И даже разница в веках не мешает.
59872