Рецензия на книгу
Исповедь
Аврелий Августин
Аноним4 ноября 2014 г.Книга «Исповедь» Августина является в основном изложением его пути к Богу. Она состоит из биографических материалов, которые, автор посчитал значительными на этом пути, убеждений и нравов его и людей его эпохи, его внутренних переживаний, и его богословских убеждений. Его язык и речь очень богаты. Он часто прерывает биографические описания молитвой и хвалой к Богу, которая у него звучит очень сердечно и сладко, рассуждениями о Боге, полемикой с оппонентами, описаниями сердечных переживаний. Читать довольно несложно и получается сопереживать Августину и испытывать его эпоху. С другой стороны, нужно сохранять некоторую сосредоточенность для того, чтобы проследить мысли автора, связывая их одна с одной. Мне пришлось прочитать книгу дважды, и второй раз конспектировать каждую главу для того, чтобы овладеть авторским посланием. В книге было много интересных моментов. В своем отзыве я попробую описать почерпнутое о самом Августине, о времени в котором он жил и о верованиях среди которых пребывал, о его богословии.
1) Августин. Его жизнь и его личность, его окружение.
Сам Августин, когда пишет «Исповедь», уделяя большое внимание непосредственно своему жизненному пути, своему окружению, своим переживаниям, хочет, чтобы читатель обратил на них внимание. И тому есть причины. Он хочет исповедать грехи, воздать Богу славу за свою жизнь и обращение. Он хочет ободрить других на этом пути. Также описание жизни Августина самим Августином дает некоторое понимание к тому как формировалось его богословие. Более того, само описание этого пути является богословским.- а. Таланты и образование. Августин был очень даровитым человеком. Он говорит об этом без всякого стеснения. Он добивался успехов в изучении наук, особенно латинского языка, риторики, философии с самого детства. Все, кроме греческого, давалось ему легко. Он получил блестящее образование и великолепно использовал его. При этом он считает, что вне знания Бога все это изучение и все эти таланты были совершенно тщетными, и направленными на суету и грехи. Он восхваляет Бога, сотворившего и облагодетельствовавшего его многими дарами. Но при этом исповедует свое неверное употребление их. Он даже считает, что мотивы его родителей и учителей, которые обучали его были совершенно неверными. Он критикует и занятия риторикой и литературу и искусство, считая, что они действуют развращающе на душу детей. Он не раз сравнивает себя, да и вообще человечество, с блудным сыном, расточившем имение, полученное от отца на суету и грехи.
- б. Его семья и друзья. В рассказе Августина немало внимания уделяется его близким людям, и прежде всего матери. Он происходил из небогатой смешанной семьи, где отец был неверующим, а мать была благочестивой, посвященной христианкой. Она вышла замуж за отца по наставлению родителей, была ему послушной и любящей женой, образцовой матерью. В конце жизни отец также приходит к Богу. Августин мало говорит о нем, и без тепла. Зато о матери говорит очень тепло на протяжении всей книги. Она много молилась за него и Августин приписывает свое обращение, помимо милосердия Божия, ее молитвам и слезам.
Августин принадлежал к кругу интеллектуалов. Он часто упоминает своих друзей, которые также были очень даровитыми, некоторые из них были его учениками. Одни из них умерли рано от болезней. По всей видимости, в то время ранняя смерть не была чем-то необычным. И некоторые из них стали христианами либо до обращения Августина, либо вместе с ним, либо после. Августин всегда отзывается о своих друзьях с большим теплом, хотя и считает что их совместные беседы и времяпровождение было суетным, и что эта дружба была не- в. Плотские связи Августина. Он очень много пишет о своих страданиях от незаконной плотской связи. У него была сожительница с самого раннего возраста, и даже был от нее сын, который впоследствии также обратился к Богу и рано умер. По практическим причинам его не женили рано, а он не мог быть воздержанным и потому имел связь. Она очень крепко держала его, и в то же время приносила множество разных мучений. По всей видимости этот опыт очень сильно отразился на дальнейшей жизни Августина.
- г. Карьера и философские взгляды Августина.
После окончания учебы Августин занимается преподавательской карьерой, сначала в Карфагене, а потом в Риме. Он преподает риторику. Ему льстят его успехи и он мечтает о карьере и почестях. Он был автором как минимум одного труда «О прекрасном и соответственном».
Его увлечение философией начинается со знакомства с трудами Цицерона. В 19 лет он зажигается «любовью к мудрости». Далее он примыкает к манихейской секте, и остается среди них примерно в течении 10 лет. Августин также какое-то время увлекается трудами «математиков», астрологией, «академиков», насколько я понимаю — киников, которые подвергали сомнению существование абсолютных истин. Он также знакомится с трудами, посвященными естественным наукам, и в конце-концов увлекается неоплатонизмом.
Важно отметить, что путь Августина к вере очень тесно переплетен с этими философскими и интеллектуальными изысканиями. Так, опыт нахождения в среде манихеев и увлеченности их учением, оказал большое влияние на Августина, как на его жизненный путь, так и на взгляды. Сквозь всю книгу проходит полемика с манихейскими заблуждениями. С другой стороны именно эти заблуждения долгое время удерживают его от обращения к вере.
Он описывает, как знакомство с естественными науками помогло ему разочароваться в манихейских заблуждениях и заблуждениях астрологов. А неоплатоники помогли ему укрепиться в некоторых аспектах христианской веры, и далее обратиться уже к христианскому Священному Писанию. Он приписывает все это Божьему спасительному действию. Августин считает, что в то время как его взгляды освобождались от заблуждений и приближались к христианским догматом, Сам Бог приближал его к вере. В то же время свои заблуждения Августин считает грехом.3560