Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 5. Доктор Фаустус
Томас Манн
Аноним12 мая 2024 г.Боже, смилуйся над бедной душой друга, моей Отчизны!
Серенус Цейтбол написал биографию своего друга Адриана Леверкюна. Тот родился, повзрослел, кратко влюбился, много работал и трагично угас. Вместе с ним и Германия.
На этом можно было бы закончить краткий пересказ, но автор сумел вложить в шесть сотен страниц столько философских размышлений, событий и героев, что создаётся ощущение будто читаешь как минимум "Войну и мир".
Мне сложно подобрать слова для описания книги. Произведение путанное, местами раздражающее, его невозможно читать быстро. Однако его наполненность и многогранность компенсируют все "недостатки" с лихвой. Перерывы на осмысление и проживание написанного я брала куда как чаще чем при чтении всех книг за этот год вместе взятых.
Сложно, да и не нужно удерживать себя от проведения параллелей, собственно, с "Фаустом" Гёте, когда и название и движение по сюжету тебя к этому подталкивают. История Адриана видится, правда, отраженной, повёрнутой на сто восемьдесят градусов. Знакомые части: соблазн любви, встреча с дьяволом, Вальпургиевы ночи, ребенок необычайной красоты. Только здесь вместо чистой девы блудница, дьявол обещает гениальность в обмен на отрешение от мира и отсутствие любви, Вальпургиевы ночи в виде встреч в салонах, "Елена" выходит замуж за другого, вместо сына очаровательный племянник. И многое, многое другое повторяется-изменяется.
Мой непрощённый совет, вытекающий из выше написанного, состоит в том, что освежить в памяти "Фауста" перед чтением этого произведения Томаса Манна может быть полезно. Тем более что Гёте "последний титан эпохи Возрождения" и данный временной период является весьма важным для всего повествования об историческом периоде, что катится через двадцатый век и обе войны к "дохристианским темным временам".
Изменения, что творятся в немецком обществе в целом и в душах отдельных людей при проживании великой катастрофы дегуманизации мира занимают приличную часть книги. Эти главы больно читать из-за их актуальности и из-за того пессимизма, что видится автором в будущем. Будто из сердца по кусочку вырывают надежду каждым словом, заменяя ее виной. Последняя лежит в финале камнем на душе, катарсис не происходит.
Вторая тема, ещё более важная, это поиск сути гениальности, сути самого акта творения. Герой композитор и музыки здесь много. Связанные с ней части могут усложнить для неподготовленного читателя, такого, к примеру, как я, понимание замысла автора. Я осознаю все в общих деталях, но более подробные описания, поданные через специальные термины и подробное звучание музыкальных произведений, так и остались не до конца понятыми.
Демоническое начало. К нему большая доля одиночества и отрешённости. Умение смешать строгость и варварство сверху в виде соуса. Возвышенность и преданность тяжёлой работе. Разумеется в качестве важной специи детство, проведенное рядом с более чем увлечённым музыкой учителем. Вот вам крайне упрощённый рецепт.
Обе темы часто выделяются яркими кусками на фоне друг друга, но порой смешиваются до такой степени, что становятся неразделимыми. И это по-настоящему прекрасные моменты. Пьянящие. Обыкновенно самые важные для повествования.
То каким драматичным аккордом звучит финал -- особый вид наслаждения, смешанного с искренней грустью. Об Адриане я буду помнить еще долго, как и размышлять над его историей. Серенус Цейтбол отлично справился со совей задачей и написал великую биографию.
71,1K