Рецензия на книгу
Возлюби ближнего своего
Эрих Мария Ремарк
Аноним29 октября 2014 г.Трудно писать о "больных" темах. Нужно быть предельно честным и объективным, нужно не утрировать происходящего, не нагнетать обстановку, не переиначивать факты, иначе книгу обвинят в "слезовыжимании", в надуманности, в манипулировании чувствами читателя. В любом случае обвинят, потому что всегда найдется тот, кто не согласен, кто "сам там был и все видел, а все было не так". "Возлюби ближнего своего" - одна из таких книг, где автор все же смог пройти по грани читательского "верю-не верю", смог все показать, ничего не доказывая. В книге множество таких "больных" тем - фашизм, концлагеря, эмигранты, доносы, евреи... Но нигде не чувствуешь авторской предвзятости, не ощущаешь, что тебе навязывают определенную точку зрения, просто потому что для Ремарка нет эмигрантов и нет евреев, нет полицейских и нет доносчиков, а есть просто люди - добрые и злые, вне зависимости от их принадлежности к определенной касте.
Пока человек жив - ничто не потеряно!Нищие, бездомные(в глобальном смысле!), не существующие по документам люди все-таки доказывают, что они - живы! А пока они живы - все еще можно исправить. Удивительно, что в них еще сильно доверие к другим - сколько раз, наблюдая, как Керн расплачивается за свою доверчивость, думаешь - ну вот теперь-то уже никогда!..Это же закон выживания:
Злобные люди жестче, они могут больше выдержатьНо в ситуации, когда превращение человека в зверя вроде бы оправданно, его как раз и не происходит. Что удерживает этих вечных скитальцев, что не дает им шагнуть за грань, откуда уже не будет возврата? Любовь. Любовь к жизни и любовь к людям. Любовь в ее извечном, библейском смысле, а не в поздней пошлой интерпретации. Та любовь, которая не ищет награды, не завидует и не хвалится. Любовь чистая и бескорыстная, которой, казалось, уже и не осталось на свете. Такая разная - у Керна, у Штайнера, у Рут, у Цыпленка, у каждого из нас, но тем не менее всё это - любовь.
Не сразу понимаешь, что счастье - в мелочах, что нужно радоваться любому удачному дню:
-Так нельзя больше жить, - наконец выдавил он (Скрипач).
Керн посмотрел на него.
-У вас нет паспорта? - спросил он.
-Есть. Но...-Скрипач нервно загасил сигарету. - Но так же нельзя жить. Без всего. Без почвы под ногами.
-О, боже! - воскликнул Керн.- У вас же есть паспорт и есть скрипка.
[...] Керн был в высшей степени разочарован. Первая стадия эмиграции, подумал он. Скоро успокоится.И ведь оба правы. Прав Керн, такой молодой и уже столько испытавший. Если есть паспорт - разрешение на жительство - и есть скрипка - любимое занятие, что еще нужно? Довольствоваться малым и жить сегодняшним днем - единственный выход для эмигранта, ведь смотреть в будущее - это страшное, да и бессмысленное занятие, потому как судьба порой преподносит сюрпризы.
Но прав и безымянный скрипач. Как строить свою жизнь, если ни один город, ни одна страна отказывается принимать тебя, если у тебя нет и не будет собственного дома.
Границы и есть наше отечествоЭту фразу произносит Керн, и он в очередной раз прав. Люди, лишенные гражданства, отринутые собственной родиной, находящиеся в вечном изгнании, - где они не будут чужими? Наверное, только на нейтральной земле, там, где не важна твоя национальность и наличие паспорта или вида на жительство. Страшно подумать, какую власть над человеком имеет бумажка:
- Давайте выпьем по глотку дряни за эти бумажки, дорогой Губер!
Удивительно, какая власть у них над человеком. Наши предки в древние века испытывали страх от грома и молнии, боялись тигров и землетрясений; средневековые отцы - вооруженных воинов, эпидемии и господа бога, а мы испытываем дрожь от печатной бумаги - будь то деньги или паспорт. Неандертальцев убивали дубинками, римлян - мечом, средневекового человека - чумой, а с нами можно расправиться с помощью жалкого клочка бумаги.Но ведь эмигрантов преследует не только безликое государство, не только законы запрещают им жить. Поражает ненависть к эмигрантам таких же простых людей:
Расстреливайте этих эмигрантов! - прорычал вслед машине какой-то мужчина. - Сэкономите продовольствие!Что это - осознание своей силы или безразличие? Радость, что преследуют не тебя, что ты сам - в безопасности? Откуда такая нетерпимость к ближнему? Что сделали вам, лично вам, эти люди?
"Возлюби ближнего своего!" - повторяет Ремарк библейский завет, но слышит ли его хоть кто-то? Почему мы снова и снова вступаем в войну, убиваем, унижаем, уничтожаем? Из-за детской веры, что нас не коснется. С нами не случится, а на других наплевать. Но ведь для кого-то ты тоже - просто другой, на которого наплевать. Может, стоит наконец задуматься?Эта вечно актуальная книга - о человеке и человечности, всё остальное - лишь декорации.
1265