Рецензия на книгу
Дитте — дитя человеческое
Мартин Андерсен-Нексё
Аноним29 октября 2014 г.По моему глубокому убеждению, литература имеет национальный характер. По этому поводу можно много рассуждать о чувственности французской, о рациональности немецкой, об импульсивности итальянской, некой сентиментальности латиноамериканской, непонятности японской и т.д. Здесь же хочется говорить о скандинавской литературе в целом, потому что, по-моему, нет особых различий между шведской или норвежской или датской литературой. Видимо, суровый климат наложил почти одинаковый отпечаток на эти народы, поэтому в них столько общего. Прежде всего стоит сказать об атмосфере, создаваемой авторами. Это что-то мрачно-тяжелое, давящее. Читая эти истории, порой совсем не верится, что у них может быть счастливое завершение. Его, как правило, и не бывает. Если же книга и не заканчивается трагически, то счастливым финал можно назвать достаточно условно – это некий компромисс, предложенный писателем, - история завершилась и ему больше нечего сказать, дальнейшая история его больше не интересует.
Дальше следует отметить героев этих книг. Как правило, это сильные люди, которых не пугают никакие трудности: суровые условия жизни закаляют характер. Но было бы ошибкой утверждать, что скандинавы все сплошь и рядом – это суровый народ и только. И среди них много мечтателей, абсолютно оторванных от жизни, людей, которые опустились, махнув рукой на свою жизнь, порой просто от отчаяния. Но самое главное все-таки – это то, что принцип самосохранения и выживания у них на первом месте.
Возможно, так совпало, а, возможно, это так и есть на самом деле – в книгах скандинавских писателей одной из главных тем является тема семьи. Неважно, дружная она или, наоборот, где все друг друга ненавидят, или это просто мечта о семье, но она есть в любом случае. И еще, как правило, это не одно поколение, а несколько. Поэтому для меня скандинавская литература – это литература семейных историй, семейных саг.
Книга Мартина Андрсена-Нёксе «Дитте – дитя человеческое» отлично вписывается в эту схему моих ощущений. Для меня это обычный роман скандинавского автора, в данном случае датского. И атмосфера, и герои, и семья – всё типично скандинавское. А теперь обо всём по порядку.- Мрачно-давящая атмосфера – сколько угодно, сколько угодно. Потому что это очень грустная история. Потому что это история выживания, а не жизни. Дитте с детства приходилось что-то придумывать, чтобы выжить; как прокормиться, как не замерзнуть, как помочь выжить тем, кто рядом: сначала это была бабушка, потом братья и сестра, а затем и дети, неважно, родные или приемные. Потому что это история голода, развалюх и мрачных коморок. Потому что всё заканчивается плохо. Потому что 25 лет для человека – это слишком короткий срок. Потому что автор рассказал всё, что смог, а дальше жизнь героини закончилась.
- Герои. Здесь, конечно же, прежде всего следует говорить о Дитте. Про нее действительно можно сказать, что она сильная духом, что никакие трудности ее не страшат, она найдет выход из любой сложной ситуации. Так было с детства и так продолжалось всю жизнь. В раннем возрасте любовь самых близких людей – бабушки и деда – позволили не очерстветь сердцу и всю жизнь оставаться светлым человеком. Больше такой искренней любви в ее жизни не было. Ее использовали, ей помыкали, ей доставалась самая трудная и неприятная работа. Конечно, в ее жизни были светлые моменты, но вслед за ними вновь приходили безысходность, мрачное настроение и абсолютная безнадежность. Читая историю Дитте, мне казалось, что это история ангела, провинившегося где-то там, на небесах, и теперь мучающийся здесь, на земле, не зная, что ему делать. Сколько чистоты, наивности и в то же время силы духа было в этом человеке. Вокруг нее были люди, но среди них не было никого, кто бы мог искренне и по-настоящему быть рядом с ней. Все они уступают ей по моральным и душевным качествам. Это и мать, которая так, пожалуй, и не примирилась с самим существованием дочери. И отчим, который, несмотря на привязанность к Дитте, всё же оказывается слабым человеком, легко поддаваясь влиянию своих жен, он считался только с их интересами. И мужчины, с которыми Дитте, если можно так сказать, заводила отношения, не дали ей того уюта и комфорта, о котором она мечтала. Георг жил в свое удовольствие, не считаясь с ней, Карл – в юности боялся матери, а все последующие попытки помочь ей – это всего лишь искупление грехов прошлого.
- Семья. Здесь я не буду долго останавливаться, многое было уже сказано выше. Семьи, как ее понимают многие из нас, с мамой и папой, которые всегда и при любых условиях будут любить тебя и попытаются понять, у Дитте никогда не было. С кем бы она ни жила, она всегда оставалась чужой, так до конца никем не принятой. Своей семьи тоже не получилось создать: ей не встретился такой человек, который бы взял на себя заботу о ней и о детях и которому бы она доверилась. Семья для Дитте осталась лишь мечтой.
История трогательная. Героиню жалко, ей сочувствуешь. Надеешься, что однажды случится нечто такое, что перевернет ее жизнь. Но –увы! – оптимизма в книге не чувствуется. О таких книгах нельзя говорить: понравилась. Уж слишком она мрачна и печальна. Впечатление произвела, но советовать ее, пожалуй, никому не буду, разве только, если кого-то интересует история начала ХХ века. Перечитывать тоже вряд ли когда-нибудь возьмусь. Но как опыт знакомства с новым автором, еще одним произведением скандинавской, в частности датской, литературы было очень полезно.
1196