Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девственницы-самоубийцы

Джеффри Евгенидес

  • Аватар пользователя
    Аноним9 мая 2024 г.

    Что такое male gaze на примере «Девственницы-самоубийцы» Джефри Евгенидиса.

    В середине 70-х кинокритикесса Лора Марви сформулировала термин «мужской взгляд», описывающий явление, при котором абсолютное большинство книг, фильмов и т.д. создается мужчинами для мужчин. В своей книге Лаура Малви - Размышление о статье Визуальное удовольствие и нарративное кино, навеянное фильмом Кинга Видора Дуэль на солнце (1946) она выделила три главных аспекта, с помощью которых женщина в таких произведения становится пассивной, податливой, сексуальной, в общем такой, какой ее хотят видеть мужчины. Она приобретает статус этакой награды главному герою, вместо того, чтобы считаться отдельной самобытной личностью со своими проблемами, несвязанными с мужчинами. 1) Взгляд создателя, автора, который создает образ такой женщины. 2) Взгляд главного героя, который взаимодействует с этой женщиной бесхитростным путем, отвечающий лишь на потребности главного персонажа. 3) Взгляд читателя или зрителя, для которого это произведение создавалось.При этом косвенно учитываются зрительницы, которые будут перенимать подобную модель в свою повседневную жизнь. Таким образом в глазах зрителей обоих полов авторы формируют роль женщины в обществе, не считаясь с самими женщинами.
    Книга Евгенидиса – яркий пример такого произведения, наряду с «Иствикскими ведьмами» Джона Апдайка. Написанная чрезвычайно патетично, книга оставляет неприятное послевкусие. Речь в ней идет о пятерых сестрах Лисбон, которые под давлением собственной матери и общества в целом, по очереди убивают себя. Не всегда с первой попытки, но целеустремленность их не подводит, настолько глубоко их отчаянье. И никто в самой книге не понимает почему.
    Роман написан в форме воспоминаний былых мальчиков, теперь мужчин. За каждым шагом сестер жадно наблюдают соседские мальчишки, пересказывают друг другу все интимные подробности, которые удалось подсмотреть или подслушать, доходя до нижнего белья и окровавленных тампонов. Мальчики восхищаются сестрами не как отдельными личностями, они даже не всегда могут вычленить одну сестру из кучки остальных, они ими восхищаются как явлением женственности, что выглядит, прямо скажем, маниакально. Их шокируют факты о горе мусора и плесени в доме, особенно в местах обитания сестер, но это не останавливает мальчиков от подглядывания за Люкс на крыше. Они подсматривали за ними постоянно, пытались найти какие-то послания, кусочки головоломки, пытаясь выяснить, что же происходит с сестрами. При этом, не похоже, что они в самом деле волновались о них. Одержимо собирая различные артефакты от сестер, они мечтали уехать с ними за океан, никак не пытаясь им в самом деле помочь, хотя девочки подавали очевидные сигналы о помощи, которые с переменным успехом даже опознавались. Им жаль сестер, но все же не настолько, чтобы окончательно пресечь их страдания. Им нравилось лишь обсуждать их и ставить им музыку по телефону, подглядывать за ними и мечтать о них.
    Дело в том, что почти всем очевидно происходящее в семье Лисбон: тирания матери и безынициативность отца, решение забаррикадироваться от внешнего мира, чтобы уберечь оставшихся дочерей от всего окружения. Семья явно не в себе, питается не пойми чем, не следит за домом и двором. Девочки, в порыве скорби или упрямства, не дают срубить якобы любимое дерево Сесилии (первой суицидницы и младшей из сестер), но им приходится сдаться, как и в борьбе с родителями. Все, включая взрослых, с равнодушным интересом наблюдают за упадком в семье, которая перестала даже выходить из дома, и никто в конце концов не пытается им помочь, хотя вначале слабые попытки проявления соседского дружелюбия еще были. Мальчики, наблюдающие пристальнее всех, перенимают поведение взрослых в их безразличности, они действительно просто наблюдают.
    Повзрослевшие спермотоксикозные подростки говорят с очевидцами тех лет, снова собирают тот пазл, но единодушного мнения не выходит. Вот, якобы, так звезды сошлись, генетика, обстоятельства. Хотя, если задуматься, убило сестер не только тиранство и страх матери, но и равнодушие всех без исключения наблюдателей. Потребительское отношение, которое продемонстрировал Трип Фонтейн к Люкс, сексуальный интерес со стороны бдящих соседских мальчиков, давление мира на женщин в целом, религия, безучастность отца – вот главные «пули в барабане револьвера».

    9
    306