Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним27 октября 2014 г.

    Лучшие вещи в жизни - это не вещи.

    Смех, объятие, влюбленность и любовь, солнечный день, поцелуй… Ничто из этого не материально, но каждое из них - счастье. Деньги же сами по себе не несут ни радости, ни удовольствия. Они символ тех самых абстрактных вещей, которые могут сделать человека счастливым. И тем не менее желание обладать как можно большим количеством денежных знаков у современного человека становится почти что условным рефлексом, передающимся геном. Можно признавать это, можно отрицать, но деньги нужны всем. Так или иначе, много или мало. Другой вопрос, что лично вы готовы отдать за возможность безграничного обладания всем, чем пожелаете, а в первую очередь – большим состоянием (что и есть синоним «всего, что пожелаете»).

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда?

    Не, это русский фольклор. Француз же Оноре де Бальзак отвергает такой глупый постулат. Ему не интересны запреты и увещевания. Он искушает. Ты – человек, хозяин своей судьбы. Выбирай. Шагреневая кожа – безлимитная кредитка. Кредитор – смерть. Ни в чем себе не отказывай! Главное, не думай о процентах.

    А между тем, шагреневая кожа – не деньги, а скорее волшебная палочка. Хочешь - наколдуй счастье, хочешь – здоровье, а хочешь – любовь. Но такое и в голову герою не приходит. Именно в этом и проявляется мелкость его души, и сразу понятно, что деньги для него не средство, а самоцель, скорее власть, чем способ обрести счастье. Сначала Рафаэль предстает перед читателем не очень удачливым молодым человеком, но с некоторым благородством. Впрочем, что тоже относительно, так как его историю мы узнаем из его же уст. А кто способен рассказать о себе все, не утаив и не приукрасив действительность? Бальзак специально избирает такой способ изложения повествования. Потом же к рассказу приступает сам автор. И здесь уже полностью раскрывается характер Рафаэля, его мелочность, его эгоизм. Вроде бы неожиданно и какое-то светлое чувство проступает – его любовь к Полине. Однако думается мне, что и она существует только в качестве запретного плода, который сладок, а потому его хочется еще и еще. А так бы, наверное, Рафаэль был по-прежнему холоден к ней, не испытывая страсти. Здесь же его манит то единственное желание, желание жить и быть счастливым, которое ни при каких условиях не может быть удовлетворено. Просто потому, что Рафаэль не умеет быть счастливым, а значит, не живет.

    Всем известно, что Бальзак – великий словоблуд. И это многим читателям осложняет жизнь. Не всегда есть возможность/желание/время/настроение (нужное подчеркнуть) вникать в чужие очень пространные рассуждения обо всем на свете. Тем более когда это «все на свете» лишь в малой степени соотносится с основным повествованием. И тут можно дать только один совет: читайте Бальзака тогда, когда вы готовы к его прозе или не читайте вовсе. Потому что пропуская его отступления, вы лишаете себя как минимум половины удовольствия. Есть в них особая сила – сила актуальности и правдивости. И иногда можно найти такое в бальзаковском словоблудии, что весь мир перевернется.

    28
    100