Рецензия на книгу
Сигнал к капитуляции
Франсуаза Саган
Аноним5 мая 2024 г.Иллюзия любви
В художественном отношении эта книга очень хороша: сочетание изящного литературного слога и глубины текста. Читать её легко и комфортно, я имею в виду сам процесс: Франсуаза Саган не грузит читателя тяжеловесными синтаксическими конструкциями и сложными речевыми оборотами. Её проза — это ласковый ветерок, лёгкие полупрозрачные мазки, постепенно складывающиеся в цельное художественное полотно. И ещё меня всегда восхищает (и эта книга — не исключение), что автор очень бережно относится к своим героям и не спешит осуждать их или давать оценку их поступкам. Она лишь подробно, но при этом как бы немного отстранённо, описывает их чувства и мысли, позволяя читателю составить собственное мнение и самому решить, к кому как относиться, или кто прав, кто виноват. И, между прочим, ни грамма пошлости в откровенных сценах! Саган прекрасно обходится без "нефритовых стержней" и прочих атрибутов пылкой страсти:
Случилось то, что неизбежно бывает между мужчиной и женщиной, когда пламя жжёт их обоих. Очень скоро из их памяти улетучились всякие воспоминания о мгновениях наслаждения, испытанных прежде, с кем-то иным; они уже не могли различить, где кончается собственное тело и начинается тело другого. Слова «стыд» и «бесстыдство» потеряли всякий смысл. Зато сама мысль, что через час или два придётся расстаться, казалась верхом непристойности.Сюжет романа довольно прост, его можно пересказать в нескольких словах: тридцатилетняя женщина живёт на содержании у богатого (и при этом красивого!) пятидесятилетнего мужчины. Он любит её, ни в чём не ограничивает, не давит на неё и не контролирует, позволяя ей проводить время по собственному усмотрению. Мечта, а не жизнь. Девушка неглупа, образованна и дорожит своей, как ей кажется, независимостью (что звучит просто смехотворно). Однажды она знакомится с молодым человеком, своим ровесником — и тут бац! — волна любви (или страсти?) накрывает Антуана и Люсиль с головой.
Но есть один пикантный момент: молодой человек хоть и работает, но вообще-то находится на содержании у богатой вдовы, которая, к слову сказать, любит его по-настоящему. И вот эти двое влюблённых бросают своих богатеньких покровителей и начинают строить свой маленький рай, почти в шалаше. Вот и всё. Угадайте с первого раза, чем это закончится.
Так что дело здесь совсем не в сюжете. Уверена, что похожих историй — воз и маленькая тележка. Так почему же об этом интересно читать ? Мне кажется, причина кроется в том, что мы словно оказываемся внутри этих отношений и следим за их развитием глазами главных героев, как будто они сами, а не автор, рассказывают нам об этом. Мы знаем, о чём они думают, и что они чувствуют, и поэтому невольно оказываемся вовлечёнными в происходящее. Мы начинаем сочувствовать одному, жалеть другого, симпатизировать третьему и так далее. Но самое главное, это то, что поведение и образ мыслей главных героев рождает в душе целую бурю эмоций. Меня, например, совершенно потрясла главная героиня, Люсиль. Уникальная девушка. На первых порах я ей даже слегка завидовала: её лёгкости, безалаберности, полнейшему пофигизму и способности ничего не делать и ни о чём всерьёз не задумываться. Это ведь тоже не каждому дано. Недаром Антуану порой казалось, что рядом с ним "не женщина, а непонятный зверёк, неведомое растение, мандрагора".
Но очень скоро стало понятно, что Люсиль самая обыкновенная эгоистка, не желающая взрослеть. Скучно. За всеми её словами о собственной якобы независимости скрывается пустота и самообман. Она уверяет, что ей претит любовная связь за спиной третьего и тут же вступает в эту самую связь. То есть никакого противоречия она здесь не видит. Девушка любит только себя (хоть и твердит, что не любит) и ценит лишь одно — собственный комфорт. Всё остальное — люди, вещи, предметы быта, книги, фильмы, картины — существуют лишь для того, чтобы ей этот комфорт обеспечивать. Может, и не столь прямолинейно, но такое ощущение есть. В её жизни не существовует ничего, кроме настоящего, человек в буквальном смысле слова живёт сегодняшним днём.
Меня насмешила её реакция, когда Антуан радостно сообщает, что нашёл ей работу:
Она бросила на него недоверчивый взгляд. Неужели он и правда полагает, что можно этим её обрадовать? Ей уже случалось замечать в нём чёрточки садизма.Остальные персонажи особо сильных эмоций не вызывают, наверное потому, что их поведение более или менее укладывается в привычные рамки, и с точки зрения здравого смысла мотивы их поступков вполне объяснимы, как, впрочем, и мотивы Люсиль. С ней всё понятно: она выбирает не мужчину, а себя любимую и свой собственный комфорт. И Люсиль несказанно повезло, потому что мужчина, который её по-настоящему любит, мечтает не о счастье для себя (хотя, конечно, и от него бы не отказался). Он желает счастья ей — где бы и с кем бы она ни была. Чувствуете разницу?
Как бы я поступила на месте Люсиль? У меня нет ответа на этот вопрос. Но наблюдать за ней было очень интересно. И полезно, кстати.
**********
P.S. Начинала читать книгу в переводе Николая Комина, но потом бесплатный отрывок закончился, и продолжения я не нашла, ни платного, ни бесплатного. В свободном доступе есть только перевод Е. Залогиной, его и пришлось читать. Сразу же резанула фраза:
Помимо возможности позабавиться, наблюдая за "этой парочкой" – Люсилью и Антуаном, Клер была уверена, что Шарль заплатит за ужин.Люсилью?!!!! Серьёзно? Разве это женское имя изменяется по падежам? Да нет же, хоть убейте меня! Но переводчица всю книгу упрямо склоняет бедную Люсиль и так и эдак (Люсили дома не было; Он думал о Люсили, Они с Люсильей много времени проводили... ). Так что разницу я почувствовала сразу. Рекомендую читать эту книгу в переводе Н. Комина, по-русски он звучит лучше и как-то правильнее, что ли. Жаль, что не удалось найти книгу целиком.
Теперь ещё хочу посмотреть старый французский фильм, снятый по этой книге. Называется "Смятение" (1968), с Катрин Денёв в главной роли. Надеюсь, там мне не придётся встретиться с "Люсильей" (или с Люсилью? что-то я уже запуталась).
24636