Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пассажиры колбасного поезда. Этюды к картине быта российского города: 1917–1991

Наталия Лебина

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2024 г.

    Женщина, вас тут не стояло

    Очередная советология в моем списке, и уже вторая книжка Лебиной - исследовательницы, которая вроде как даже стала прижизненным классиком исследований советского быта.

    Что говорится, заслуженно, потому что с точки зрения объема и разнообразия материала, который можно использовать для реконструкции повседневности эпохи буквально как практическое руководство, ее книги неоценимы. Архивы, художественная литература, "письма трудящихся", новости, реклама, воспоминания, дневники, анекдоты - все это исторические источники, и ко всем Лебина относится внимательно и критически, сохраняя оптику.

    Еще одно достоинство, не слишком важное для меня, но в контексте сегодняшнего драматичного осмысления прошлого все-таки значимое - Лебина не грешит ни какой-то особой ностальгией по Союзу, ни травматической нелюбовью. Да, о постоянных дефицитах и стремлении Партии совать нос в вопросы приватного она пишет щедро и с издевкой, но при этом открыто признает - "я была классическим советским ребенком, которого в основном все устраивало, и теперь этого не стыжусь".

    В общем, все бы хорошо, но есть в ее книгах одно но.

    Это видно и в данной книге, явном научпопе, где примерно треть - это история ее семьи и личные архивы, и в "Советских нормах и аномалиях", более наукообразных: в стремлении проанализировать все именно через призму норм-аномалий Лебина под видом нормы приводит некоторые собственные взгляды, которые можно назвать нормой только в рамках габитуса самого автора (выросшей в СССР, немолодой уже женщины, в основном некритично воспринявшей постперестроечную либеральную идеологию в тех моментах, которые не противоречили ее личному опыту). Я говорю, конечно, о двух вещах: о проституции и о женственности.

    Подход ранних большевиков к проституции как к чисто социальной проблеме она критикует, потому что он не учитывал "психологические факторы" (на недавней презентации книги про хрущевки меня так и подмывало спросить, какие же психологические факторы она имеет в виду). А что касается женственности, то доходит до смешного - бум водительских кожанок в эпоху военного коммунизма, практичных, удобных курток-унисекс, она ехидно объявляет "неженственным". Эта критика забавна еще и тем, что от нее буквально рукой подать до сталинского принудительного-гендерезированного "высокого стиля", хотя к нему у Лебиной тоже есть вопросы - но вообще предположить, что в ранние 20-е СССР "женственность" (понятие очень размытое) должна была обозначаться теми же символами, что и в послевоенную эру потребления, довольно смело и не слишком обосновано.

    В принципе, если ваш габитус схож с габитусом автора, вы на это даже внимания не обратите. И в остальном книжка весьма толковая, так что советую, рекомендую, респектую и еще что-нибудь из ее многочисленных работ почитать пойду.

    10
    203