Рецензия на книгу
Железная воля
Николай Лесков
BallatoCraned28 апреля 2024 г.Гуго Пекторалис это я
Это первая моя рецензия здесь, и, похоже, она не совсем рецензия. Поэтому, если собираетесь составить мнение, читать ли эту повесть Лескова, или нет, советую посмотреть другие рецензии.
Итак, ехал вчера в машине и слушал моноспектакль Сергея Гармаша. Красочный слог Лескова только начал выпукло рисовать ход жизни в русской провинции, как распахнувший дверь толчком ноги немец Пекторалис, не вышел к автору и читателю, а "снова возвратился назад и начал преспокойно шагать из угла в угол" своей жизни. И как же он напомнил мне самого себя! Уже и не вспомню, с чего это началось, но, уверен, на меня сильно повлияли слова родителей, "взявшись за что-то, доводи дело до конца". И я брался, ещё как брался! Иногда это помогало, вроде поступления в университет на место с высоким конкурсом, несмотря на заверения учителей. Порой я становился заложником данных себе обещаний. А ещё встречались Сафронычи, видевшие во мне легкий способ что-то получить.
Как-то вычитал фразу "трудности вдохновляют", и понял, что она очень мне подходит. Ещё глубже сказал Клайв Льюис: "Стоит нам сделать что-нибудь хорошее, как мы должны в награду сделать то, что еще лучше и еще труднее". А вот весь сонм пословиц вроде "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет" я никак не мог к себе примерить. И даже слово "приспособиться" для меня имеет прежде всего негативную коннотацию, несмотря на знаменитую мысль Дарвина "выживают наиболее приспособленные" ("survival of the fittest").
В "Железной воле" Лескова, наверное, впервые увидел себя со стороны в этом аспекте. И почему эта повесть не попадалась мне раньше?
В рецензиях выше многие называют Гуго Пекторалиса дураком и гордецом. С первым определением я легко соглашусь. Если человек делает что-то, наперед видя, что ничего хорошего из этого не выйдет, он действительно может зваться дураком. Но делает ли он это из гордыни? Изнутри ситуации могу сказать, что это необязательно так. Когда Гуго говорит, что у него железная воля, порой это не более чем объяснение причины столь странного поступка; мне не кажется, что эти поступки были демонстрацией его железной воли. Отчасти это снимает одно из толкований слова "гордыня", ведь в смысле "неумеренного желания превосходства" у Фомы Аквинского, она требует сравнения с другими и самопрезентации. Но в ином толковании этого слова все мировые религии едины в том, что самонадеянность человека это и есть гордыня. В этом случае, впрочем, все блага цивилизации как раз и есть плоды этой гордыни, когда человек добивался всего самостоятельно, а не с помощью и по воле бога. Действительно, если Гуго Пекторалис и проявляет гордыню, то лишь в этом конкретном религиозном значении.
Основа иронии в изображении Гуго Пекторалиса в его абсолютной неотступчивости даже в тех бытовых моментах, где никак не затрагивается его честь, достоинство и мужество. Не правда ли, эта триада очень похожа на добродетели стоиков? Это чисто моя фантазия, но вдруг талант Лескова неспроста дал герою латинизированную фамилию да и при первом описании его внешности употребил "вот антик-то!", значащую не только переносное "чудак", но и буквально "принадлежащий античности"? Или Гуго Пекторалис предвосхищал экзистенциалистов, вроде Пауля Тиллиха, писавшего: "Мужество быть собой - это мужество быть тем, кем ты решил быть"?
5223