Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моряк, которого разлюбило море

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2014 г.

    Драма в стране восходящего солнца

    Есть своё очарование в книгах, взятых из библиотеки. Потрёпанные, с потёртыми корешками и загнутыми страницами, они хранят память о сотнях прочтений, о тысячах прикосновений пальцев. Во многом ради этого ощущения я продолжаю ходить в библиотеку, чтобы, взяв зачитанный томик в руки, ещё раз представить, сколько людей до меня размышляли над этими страницами, и вновь почувствовать биение книжной жизни. Увы, ничто не вечно под луной, и зачастую между страниц скапливаются крошки и шелуха от семечек словно непрошеное послание от некультурных читателей. В такие моменты особенно хочется обратиться с гневной проповедью к этим несознательным личностям, портящим впечатление от чтения. Но случай с "Моряком..." Мисимы совершенно другой. Грязные и засаленные страницы этой достаточно новой книги говорят не столько о читательской рассеянности, а об уникальном умении японского автора увлечь за собой. Когда книга читается на одном дыхании, когда страницы переворачиваются с судорожным нетерпением, трудно обращать внимание на окружающие мелочи быта. А ещё труднее поверить, что простая по своей фабуле история оказывается настолько увлекательной. История моряка, которого разлюбило море.

    Япония после второй мировой войны. Разрушенные судьбы, разрушенные семьи. Мир, в котором жёны уже перестали оплакивать погибших мужей и стараются выжить в обескровленной стране.
    Фусако, потерявшая супруга, уже долгое время в одиночку воспитывает сына Нобору. И однажды она встречает Рюдзи, сурового и на первый взгляд нелюдимого моряка. Увидев, как в его глазах отражается сталь блестящих на солнце рангоутов, она влюбляется в него. Ведь Рюдзи кажется таким надёжным, таким крепким, словно канат из манильской пеньки. Кто знает, вдруг именно этот человек сможет заменить Нобору отца?

    Другое дело, захочет ли подросток принять чужого человека как своего. Тринадцать лет - это возраст начала бунта, как гормонального, так и психического. Нобору - не исключение, хотя его неприятие окружающего мира заключается вовсе не в возрасте, способностях или поведении, а в образе мышления, продиктованном юношеским максимализмом и поклонением авторитетам:


    В свои тринадцать Нобору был уверен, что умён и талантлив (как верили в это все его приятели); что мир - это набор простых правил; что с самого рождения смерть прорастает в человека корнями и ему ничего не остаётся, кроме как холить её и лелеять; что размножение недостойно внимания, а значит, и общество, окутавшее обычную функцию организма такой тайной, - тоже; что отцы и учителя совершают громадное преступление уже тем, что являются отцами и учителями.

    От слов к делу Нобору и его приятели-нигилисты переходят решительно и быстро. Вот в подвале они мучают и убивают кошку, чтобы быть психологически подготовленными к самому сложному - убийству человека. Не просто человека - отца. Ах да, забыл добавить последний штрих к этому инфернальному портрету 13-летних циников: конечно, все мальчишки отлично учатся, и учителя неоднократно ставят их в пример другим.

    Однако если не обращать внимание на подростковую жестокость, то приходишь к выводу, что эта история не отличается ни новизной, ни вычурной оригинальностью. Классический треугольник "мать-сын-отчим", каких так много, к сожалению, среди семей. Чем же так привлекает внимание простая история о простых людях?
    А секрет увлекательности в том, что герои Мисимы меняются, ни разу не превращаясь в памятники своим характерам. Далеко не каждый фильм может с такой убедительностью показать, как деловая и сильная духом Фусако, уже пять лет справляющаяся со всем сама, чувствует потребность в сильном мужском плече. Как суровый мореход Рюдзи, ненавидевший и презиравший стабильность берега, превращается в порой неуклюжего, но внимательного отца семьи. Как тринадцатилетний Нобору, подначиваемый сверстниками-максималистами, от подавленного Эдипова комплекса переходит к мрачной решимости восстать против отчима.

    Затаённая пружина неприятия не могла не распрямиться в один роковой момент. Но Мисима останавливается именно там, где нужно, не сделав ни единого излишнего движения, не поставив ни одной лишней буквы. Как будто рассказчик делает паузу, чтобы задать вопрос на понимание: "А ты сам-то, читатель, как думаешь, чем всё закончится?". Очевидная незавершённость тревожит и беспокоит, неизвестность порождает вопросы, и чем больше раздумываешь над этой повестью, тем напряжённее они становятся. Действительно ли море разлюбило своего героя за то, что, отправившись бороздить пучины ради скорой славы, он вернулся на берег? Привёл ли в действие свой дьявольский план Нобору? А как отнесётся к случившемуся Фусако?..

    "Моряк, которого разлюбило море" - это история не о правильном подходе к созданию семьи, не о жестоких подростках, и даже не о роковой любви. Это повесть, воспроизводящая течение самой жизни.
    Правдиво. Честно. И трагично.

    15
    82