Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Godfather

Mario Puzo

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2014 г.

    В то время как поздней осенью подавляющее большинство людей накрывает хандра и простуда, я сооружаю крепость из одеяла, в пределах досягаемости готовлю громадный кофейник и, отгородясь от суеты, борюсь со всеми недугами при помощи расслабляющего и уютненького мира мафии.

    Не знаю, почему столь долго откладывала чтение. Наверное, хотелось приглушить громадное впечатление от фильма, чтобы судить более-менее беспристрастно. Но оказалось, что картины из кино только приятно подкрепляли эмоции от чтения.
    Помню, одно время это был мой коронный номер – надувая щеки, я хриплым голосом оповещала домашних (поглаживая воображаемого кота): «Ты… пришел ко мне в день свадьбы моей дочери…и просишь убить человека?..». На нашем внутреннем языке это означало, что я сегодня в режиме «дон» и со мной лучше не спорить. Впрочем, на свою эскападу я неизменно получала ответ, что во мне пропал Марлон Брандо. Бесследно.

    Когда что-то, увиденное или прочитанное, входит в домашний обиход и в речь, согласитесь, значит вещь вас по-настоящему задела. Моя зачарованная любовь к криминальным драмам делает из меня пристрастного судью, который только и может, что восхищаться работой Марио Пьюзо.
    Действительно талантливая история. Читается просто, а взамен дарит целый букет разнообразных положительных эмоций. У книги потрясающее свойство: она легко и непринужденно встраивает читателя в происходящее. Вдруг обнаруживаешь себя на закрытом заседании у главы мафии; там, куда допускают лишь избранных и где жалюзи на окнах всегда опущены. А ты, скромный читающий, не помышлявший доселе ни о чем противозаконном, с воодушевлением вовлекаешься в чащу заговоров, преступлений, беззакония и – самое заманчивое! – внутренних отношений настоящей Семьи. Семьи с большой буквы.

    Основная нить повествования, конечно, связана с криминалом, но истинная причина, по которой роман внушает трепет уже не первому поколению читателей – это история Семьи. Семья, в которой честь и благополучие каждого – главная цель абсолютно всех. Где все друг за друга горой, где обет держаться вместе столь крепок, что его не разорвать извне. Где будут стоять за любого, пусть самого малодушного и неприятного человека, только потому что он – семья. Признаюсь, такой образец семейного строя достоин уважения и даже немного зависти. Не скрою восхищения перед подобным единением, как не скрываю громадного впечатления, произведенного личностью дона Корлеоне. Беспрекословность его решений, монументальная мудрая рассудительность – даже с бумажных страниц комнату будто бы наполняло его волей. И чем больше воплощался его характер, тем меньше становились шансы устоять. Действительно: предложение, от которого не откажешься, хотя знаешь, какой ценой в их среде добиваются правды.

    Как ни странно, порадовала второстепенность и угловатость женских персонажей. Фактически все они доблестно исполняют роль мебели. И, наверное, для подобной книги так и надо. Я издавна считаю, что в криминальной истории, впрямь как встарь на кораблях, женщине не место. Эмоции только сбивают с толку, когда судорожно пытаешься придумать, как выжить в войне пяти семейств.
    Не могу не отметить куда как более развернутую, чем в фильме, историю певца Джонни (совсем-даже-не-Синатры) Фонтейна, в котором так до боли неприкрыто светится аллюзия на Фрэнка, что порой становилось как-то неуютно. Я люблю Синатру, иллюзий не питаю, но все равно не нравится мне думать, что его карьера в большем долгу у криминальных авторитетов, чем у таланта.

    Напоследок выскажусь о Майкле, трансформация которого из белой вороны и пай-мальчика в наиболее грозную силу семьи является самой сочной изюминкой книги. В его образе подтвердилось то, что напитывало все страницы: где бы ты ни был, кем бы ни хотел быть – если ты из семьи Корлеоне, ты просто не сможешь уйти, потому что родная кровь – самое важное в жизни и рано или поздно она позовет.

    Пьюзо хорош: романтизировал мафию, сопереживаешь преступникам… Но мы же внутри художественного произведения – так почему бы и нет? Быть на их стороне мне понравилось. Так что враги Корлеоне – мои враги.
    (воображаемый кот запрыгивает ко мне на колени…)

    22
    75