Рецензия на книгу
Успех
Лион Фейхтвангер
alexbychkov17 октября 2014 г.В романе представлена широкая панорама жизни немецкой провинции Баварии после первой мировой войны. Автор освящает политические, экономические и социальные процессы, которые протекали в Баварии в то время, и вместе составляли единый исторический процесс. Масштабная картина, изображаемая Фейхтвангером, состоит из множество небольших и красочных деталей — отдельных персонажей, их характеров и судеб, удивительно переплетенных друг с другом и вплетенных в общее полотно баварской жизни.
Повествование построено вокруг одного сюжета. Это судьба искусствоведа Мартина Крюгера, легкомысленно бросившего вызов Баварскому обществу и его устоям. Он был осужден по абсурдному обвинению, составленному на основании лжесвидетельства. На самом деле он должен был быть осужден, и это было решено как баварскими политиками, так и негласными правителями, самим обществом и его устоями.
Его настоящее преступление заключалось в том, что он повесил в музее, которым заведовал, две противоречивые картины. Одна из них изображала библейскую сцену встречи Иосифа с его братьями в Египте. Они возмущены несправедливым обвинением, они уверены в своей правоте. Но перед ними стоит тот, кого они однажды продали в рабство. Картина была названа “Справедливость”.
Борьбу за Мартина Крюгера ведет его подруга, а потом и жена Иоаганна Крайн, его друг социалист Каспер Прекль, его адвокат Гейер, и швейцарский писатель Тюверлен. Они пытаются использовать все возможные пути сначала для оправдания Крюгера, а впоследствии для его амнистии. Однако же реакционная Бавария, в лице своих юристов, политиков, негласных правителей и общественного мнения противостоит им. В конце-концов, с помощью влиятельного американца им удается добиться решения о помиловании, но Крюгера уже не существует. Он умер.
В это же время протекает и более общий сюжет. В Баварии, после краха коммунистической революции, зарождается и набирает обороты фашизм. Фейхтвангер карикатурно изображает личность и взгляды фюрера. Он мастерски показывает как его простые выводы и предложения находят отзывы в душах и чаяниях баварцев, а также в интересах баварских тузов. Так что его незамысловатые идеи и личность набирают большую и большую популярность. Показывается и закулисные отношения между «истинными германцами» и влиятельными политиками и капиталистами. Фашисты не были безобидны. Они не просто морочили людям голову, но движение было исполнено глупости и беззакония, ненавистью и безумием. В конце-концов все это заканчивается плохо. Они стремятся к успеху, но устроенный ими путч (прототип пивного путча) терпит кровавое поражение. Однако же фашизм не уходит со сцены совсем. И Фейхтвангер, которые пишет свой роман в конце 20-х годов оставляет здесь некоторую неопределенность, которая наверное и отображала немецкое общество того времени.
Но в деле Крюгера его сторонников все же ожидает Успех. Он умер и должен молчать. Баварцы хотели бы забыть о нем, но не Иоганна с писателем Тюверленом. Получив от влиятельного американца необходимые средства, Иоаганна снимает фильм посвященный делу Мартина Крюгера, в котором один за другим разоблачаются причастные к беззаконию чиновники, магнаты и карьеристы. Баварцы смотрят этот фильм и видят, что эти люди такие же как и они, отображают их собственные взгляды и повадки. С экрана на них смотрит призрак Крюгера, как когда-то Иосиф смотрел на своих братьев. Они причастны к его смерти. Они причастны и к этому безумию фашизма, одобренного и взлелеянного ими. Писатель Тюверлен, а за его спиной и сам Фейхтвангер, убежден, что однажды они это осознают.
101K