Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Процесс

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним21 апреля 2024 г.

    Безумие и неотвратимость системы

    Если вы не любите сюрреализм, модернизм или абсурд в любых его проявлениях – не читайте, вам не понравится.
    Ваш взгляд будет цепляться за несоответствия, поступки персонажей покажутся глупыми и нелогичными и, скорее всего, никакого удовольствия от чтения вы не получите.

    В данном случае, однако, это не значит, что книга плоха, как и не значит, что вы недостаточно умны для ее понимания. Просто этот жанр живёт по другим законам, которые не близки вашему восприятию реальности.

    Если же вы иногда пересматриваете "Малхолланд драйв" и третий сезон "Твин Пикса", не проходите в музее быстрым шагом мимо работ Магритта и Кандинского, либо вы просто более "правополушарны", то есть шанс, что книга и ее "послевкусие" придутся вам по душе.

    Для начала, мир этой истории можно видеть по-разному.
    Для меня это чёрно-белое немецкое кино начала двадцатого века. Такая стилистика "Кабинета доктора Калигари", немного "Метрополиса" и щепотка "М – убийца". Не потому, что похоже содержание, вовсе нет, но это отражение стиля той эпохи (+/- 10 лет), а потому как-то само собой сложилось у меня такое восприятие.
    Как и кино, происходящее нереально, но одновременно является искаженным отражением реальности.

    И видим мы этот странный мир через призму сознания Йозефа К., который все больше уплывает в этот абсурдный мир процесса, сначала ещё, быть может, слабо цепляясь за "настоящее", а затем полностью став частью окружения.
    Огромную роль в восприятии этого мира играют как раз нелогичные детали – канцелярии на чердаках, кровать, за которой дверь, адвокат, что принимает клиентов в постели, крохотная кафедра в Соборе.

    Если взглянуть мельком, все может показаться даже нормальным – ходит человек по всяким инстанциям, решает вопросы, что такого-то? И в этом тоже кроется прелесть "Процесса", ведь чем больше вглядываешься, тем больше видишь, что все происходящее абсолютно ненормально – как мир во сне, например.

    Кто-то может сказать, что так видит человек, который все больше погружается в шизофрению, такое искаженное восприятие всего, паранойя, ожидание подвоха и приговора, при этом убеждение, что сам он нормален.
    Но я с такой трактовкой не соглашусь, потому что слишком много в этой истории отсылает к реальному положению вещей: нелепым обвинениям без вины виноватых, коррупции, Фемиде с "крыльями" на ногах, изощрённой бюрократии, трактовки закона в свою пользу, мнимым оправданиям, лизоблюдству, и т.д.
    Судебная система Кафки больше похожа на театр, вот только после представления чьи-то судьбы ломаются по-настоящему.

    И то, что Йозефу К. так и не предъявили обвинения – тоже, разумеется, утрированно, но это важная и говорящая деталь – по сути, это и не важно "за что". В мире абсурда и картонных декораций, которыми прикрывают неприглядную реальность, найдётся за что.
    Процесс затягивает в себя и, если уж он избрал тебя своей жертвой, выхода уже нет. Процесс существует за счёт обвиняемых, они ему необходимы, а потому: "Кто допускает процесс, тот его и проигрывает".

    Вопрос лишь в том, стоит ли смириться с неотвратимостью и безумием, как поступил персонаж Кафки или бороться, несмотря на бессмысленность борьбы, как герой экранизации Орсона Уэллса (она была снята после второй мировой и режиссер посчитал, что мы просто не имеем права не бороться) – ответ тут у каждого свой.


    8
    446