Рецензия на книгу
Vita Brevis
Юстейн Гордер
takatalvi13 октября 2014 г.Чему может научить нас трагедия, если мы о ней не рассказываем?Знакомство с этой книгой я постоянно откладывала, потому что она закрывает для меня мир одного из моих любимых писателей – за исключением нее, я не читала только ранние новеллы Гордера и, возможно, то, что существует в норвежском варианте, но еще не имеется в русском. Как бы то ни было, отчаянная просьба: Юстейн Гордер, творите еще! Переводчики – не отставайте!
Vita Brevis («Жизнь коротка) – это роман-письмо. Автор убеждает нас, что волею случая наткнулся в одном из антикварных магазинов Буэнос-Айреса на старинную рукопись, являющуюся, вероятно, копией письма, адресованного самому Аврелию Августину, известнейшему богослову и автору многих религиозных трудов. Тем более удивляет, что почтенному богослову пишет женщина – некая Флория Эмилия, и именно она, утверждает автор, упомянута в «Исповеди» Августина как его сожительница. Уже давно Августин проповедует христианскую веру, но в воспоминаниях Флории жив совсем иной человек, и именно таким, говорит она, на самом деле он и остался, а все остальное – мишура и заблуждения, ошибочный путь. Ибо какой Бог может желать, чтобы ради него отвернулись от любви?
Флория вспоминает их с Августином жизнь, тернистый путь их отношений, на пути которых непреодолимым препятствием возникают мать Августина и его вера, к которой, как повествует «Исповедь», он пришел весьма непростым путем. Вместе с тем Флория указывает на его заблуждения, цитирует и критикует целые отрывки из его произведения, вылавливая из них ценные моменты прошлого. Также она приводит множество цитат из трудов греческих мудрецов, ссылается на слова великих – это забавно окрашивает письмо нотками самодовольства, так как, подчеркивает Флория, она специально изучала книги и теперь она – женщина ученая. А еще к тону письма примешивается ирония и, конечно, любовь.
Я не очень люблю эпистолярный жанр, но все-таки в исполнении Гордера мне легко его претерпевать. Но, пожалуй, это первое произведение, читая которое, я ни разу не зацепилась глазами за искусственность изложения. Словно бы и впрямь читаешь настоящее письмо. Причем – любопытнейший момент! – в словах Флории явственно проскальзывают обороты, приличествовавшие самому Августину. Или мне так кажется из-за цитат? Нет, какой-то призрак Августина в этой книге определенно витает, причем как-то очень ненавязчиво. Так и видится, как мифическая Флория штудирует «Исповедь», потом берется за пишущее средство и с выражением легкой снисходительности на лице начинает писать все, что накопилось за прожитые годы. Ведь далеко не сразу наступил момент, когда она почувствовала себя способной говорить с Августином на его языке, полном ссылок на философов и рассуждений о Боге. Единственное, что Флория находится как бы по другую сторону от всего этого – хотя, по ее мнению, в вере в единого Бога нет ничего плохого (однако многие аспекты христианства, на ее взгляд, сомнительны), злостные теологи весьма опасны, и именно они утащили Августина в свои темные лабиринты. Но когда-нибудь нужно покинуть мир иллюзий и распахнуть глаза. Может, время пришло?
Нам не должно пытаться жить так, словно мы не те, кто мы есть на самом деле. Не означает ли это насмешку над Богом, богохульство? Мы - люди, Аврелий. Сначала нам должно жить, а уж потом... да, потом можно философствовать!Через Флорию Юстейн Гордер нарисовал замечательный портрет Августина – не святого, а обычного человека, который большую часть жизни боролся с собой и, возможно, во многом заблуждался. Этот портрет замечательно слился у меня с образом, нарисовавшимся после прочтения сочинений самого Августина. Таким образом, уловка сработала, и я вполне готова поверить в существование подобного письма. А если и не письма, то в подробности жизни Августина, о которых оно рассказывает и которые, понятно, не упомянуты в «Исповеди».
Все-таки как бы далеко человек ни заходил в своей вере, он, в конце концов, остается человеком.
На этой философской ноте заканчиваю. А «Vita Brevis» рекомендую к прочтению, но только после «Исповеди» Блаженного Августина .
45213