Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

У Германтов

Марсель Пруст

  • Аватар пользователя
    yeja14 апреля 2024 г.

    Дочитала третий том и скоро начну четвертый с интригующим названием. И да, в "Поисках утраченного времени" безобразного намного больше, чем прекрасного. Но при этом у тебя совершенно не возникает ощущение, что тебя окунули во что-то непотребное или что ты это смакуешь. Наоборот, читая "Поиски", будто картину импрессиониста рассматриваешь. Я попыталась определить, в чем секрет, по крайней мере, для меня.

    "Поиски" - это интеллектуальная проза. Я как будто решаю задачу по физике, пишу программы для обработки данных, строю схемы взаимосвязей или интерпретирую результаты, отвечая на вопрос "почему так". Лично я от таких вещей с глубокой своей древности прихожу в невероятное воодушевление. С Прустом очень схожие ощущения. Он опередил свое время. То, что мы не так давно знаем в психологии о самых разных вещах, он очень точно, скрупулёзно, описал художественным языком. За исключением нескольких персонажей, герои книги очень неприятны. Общество - отвратительно. Но эмоционально во все это не погружаешься. Ты как будто учебник анатомии души читаешь и констатируешь те или иные факты. И собираешь это в некий интеллектуальный пазл, где все кусочки связаны между собой. При всем "безобразии" Пруст любит своих героев. У него для каждого найдется что-то хорошее. В какой-то момент вдруг осознаешь, что видишь мир Пруста через лупу. И все, что он описывает, это настолько универсально, что те или иные черты характера можно найти в себе, в другом, в любом обществе людей - хотя нас разделяет и время, и пространство.
    Собирая интеллектуальный пазл, ты начинаешь видеть, как я выше говорила, импрессионистскую картину: светлую, лёгкую, воздушную... вопреки "безобразию". Мне кажется, что этот эффект происходит благодаря языку и композиции текста. Для многих они становятся непреодолимым препятствием для чтения, а для меня - завораживающий магией "Поисков".  И что меня впечатляет особенно: даже очень мерзкие вещи описаны без пошлости, без нецензурной лексики, без анатомических и физиологических подробностей, - чем так сильно грешат, на мой взгляд, многие современные авторы. Чтобы описать грязь, как оказывается, не обязательно в нее погружаться. Пруст это доказывает.

    В общем, когда ты отходишь назад, чтобы лучше рассмотреть картину импрессиониста, то видишь, что "Поиски" - это настолько тебе знакомая картина, а сюжет узнаваем, что она тебе начинает невероятно нравится.

    6
    223