Рецензия на книгу
La plus secrète mémoire des hommes
Мохамед Мбугар Сарр
Аноним12 апреля 2024 г.Диеган Латир Файе вряд ли одобрил бы последующие строки, потому что для него вопрос «О чём эта книга?» – это воплощение Зла в литературе. Но я не вняла его предостережениям. Мне хочется говорить о романе, потому что он замечателен.
С первых страниц я почувствовала себя ребёнком, бредущим за дудочкой гамельнского крысолова: невозможно оторваться, некогда оглядываться по сторонам. А ведь буквально на днях обсуждали с подругой, как сложно стало сосредотачиваться на книгах и как легко отвлекаться на разное. Поди ж ты, оказывается, что есть ещё романы, которые держат в напряжении во всех смыслах, потому что здесь прекрасно всё: напряжённость сюжета, который неизвестно куда вырулит со всеми своими загадками, мистификациями и совпадениями, изящество стиля и точность метафор, глубина мысли, которая словно натянутая нить - можно порезаться. Я не слишком люблю романы, плотно и неаккуратно упиханные разными темами, да ещё и с кивком в сторону актуальной повестки, но Мохамед Мбугар Сарр очень деликатно собрал такие разные и большие вопросы в гармоничное созвучие. Рассуждения о том, что есть литература и каков путь творца, тонко и незаметно переплетаются с более сложными «кто я?». И кто мы, «бастарды цивилизации, бастарды из бастардов, родившиеся от насилия, которое совершила над нашей родной историей чужая, враждебная история»? И являюсь ли я ими либо могу высечь себя из мрамора по тому образу и подобию, которое подберу себе сам? по образу и подобию гладких, умных, успешных? И как примирить то, и это? Возможно ли вообще примирить свои корни и свой выбор? Дакар и Париж? Джунгли и автострады? Колдовство и колледж? Рыболовные снасти и томик классической поэзии?.. Если попытаться дать короткий ответ на вопрос, о чём эта книга, я бы сказала, что она об идентичности, хотя это мало что объясняет. Но я давно уже не читала такого меткого, мрачного (реалистичного?..) и причудливого исследования на эту тему. Диеган Латир Файе идёт по следу таинственного африканского писателя, но ищет он не столько гениального Элимана, сколько себя - вырвавшегося из сумбура родного дома, но не вросшего в новые реалии, чужого в любой компании, удел которого - оправдывать или опровергать стереотипы (иммигрант, африканец, чернокожий, предатель, «многообещающая фигура во франкоязычной литературе Африки» и проч., и проч.). Роман вообще, по-моему, более африканский, чем французский, хотя его истины универсальны - Гонкуровская премия 2021 года тому подтверждение. Но парижские страницы (как и амстердамские, и аргентинские) - это бледное подобие разрывающей тебя на клочки африканской мощи со всеми сопутствующими красотами, мифологемами, политическими кризисами и животным ужасом.
Изумительная книга, завораживающая история.
30368