Рецензия на книгу
The Maidens
Alex Michaelides
Аноним10 апреля 2024 г.А вы точно психотерапевт?
Не знаю, на каком поле главный игрок - Алекс Михаэлидис (так на обложке написано), но либо это не лучшая его книга, либо...
Итак, дано:
Вроде бы, психотерапевт и умная женщина в роли ГГ. На самом деле - ни то, ни другое. К финалу мы окончательно убедимся, что и с квалификацией, и с мозгами дело у дамы обстоит очень печально. Этого на протяжении всей книги не замечает... никто, напротив - ее выдающиеся качества регулярно нахваливают. Сама она хвалит свою интуицию. Правда, оная ни разу не проявила себя. Иногда возникала мысль, что все события книги могли происходить в голове ГГ, сидящей в комнате с мягкими обитыми стенами...В принципе, Мариана представляет собой новый вариант Мэри Сью: "я-не-такая-как-другие-Мэри-Сью".
Психотерапевт, не способный совладать с деструктивным членом группы, распознать психопата и насилие прямо под носом, постоянно находящийся на грани нервного срыва, не умеющий контролировать гнев и выстроить границы, страдающий вялотекущей депрессией и неадекватной скачущей самооценкой - и отказавшийся от курса терапии! Судя по ее поведению, ей бы не помешало пролечиться в клинике неврозов. Дважды. Но, мем с Каневским, конечно, никто этого делать не будет. С какой-то стати вообразив, что полиция без ее гения (sic!) нее не справится ну вот прямо никак, она твердо решает призвать виновного к ответу. Расследование в ее голове занимает, примерно, секунд 15. Все остальное время она перемещается от бара к ресторану, а затем - к пабу, в обнимку с незаменимым бокалом чего-нибудь горячительного. То, что у леди проявляется алкогольная зависимость, лишающая ее и без того скудных серых клеточек, смущенно признает сам автор, но не акцентирует на этом внимание. Впрочем, кнопка у этой женщины там, где можно упомянуть Персефону и/или Деметру. Помогает от всего!
Мариана бездарно направляет процесс групповой терапии в двух из двух примерах, но в уме, отчего-то, воображает, что ей это удается очень грамотно и ловко, талантливо наблюдая со стороны! Воистину, женщина живет в иллюзиях. Она не милая дурочка, а злокозненная идиотка, которая принимает самые дурацкие решения, постоянно лезет туда, где ничего не понимает (вот, профессия, например!), вредит себе, окружающим и даже расследованию. И ее это нисколько не смущает! Рефлексии ноль.
Жизнь в Кембридже по книге сосредоточена вокруг этих самых ресторанов, пабов и и баров. Кажется, автор, который там учился, провел слишком много времени в питейных заведениях. Студенты престижного университета также заняты сплетнями и развратом. Об учебе мы не узнаем, в принципе, ничего. Да и кому это интересно?
Поворотный поворот сюжета опаздывает страниц эдак на 150, когда читатель уже все понял и заскучал. Финал никчемный, кульминации нет. То тут, то там разбросаны МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ отвлекающие намеки, такие толстые и очевидные и, конечно, ни к чему не приводящие. Греческая трагедия не дает никакого изящного толкования или параллели. Если исключить фобию ГГ и странное незнание греческого языка и содержания краеугольных произведений жанра наполовину гречанкой, выпускницей филологического факультета.
Сюжетные дыры как-то, даже, непростительны для столь образованного автора: то у него жена не видела почерка мужа и не может опознать его письмо, то свидетель прелюбодеяния убит голыми руками, но выглядит это как инфаркт, причем нахождение рядом потенциальных виновников упускается из виду, то убийца падает на воткнутый нож, магическим образом протыкая и себя - "и одною пулей он убил обоих!". Для облегчения задачи ГГ сделана просто тупицей, и это снимает много вопросов. Хвала небесам, В КОНЦЕ КНИГИ она понимает, что образ отца ОЧЕНЬ ВЛИЯЕТ НА ВОСПРИЯТИЕ ДРУГИХ! Зато понятно, почему она не может распознать у себя подавленное сексуальное влечение и, словно маленькая девочка, не может признаться, что ей нравится мальчик Эдвард. Поэтому же она по-детски эгоцентрична и убеждена, что целые богини завидуют ей и преследуют ее. Не поздновато ли для манифестации шизофрении?
О каких секретах "каждой" говорится на обложке? Вопрос к издателю, видимо.
Кто преследовал Мариану? Зои? Моррис? Фоска? Фред? Генри? Паранойя? Не важно? Действительно. Не важно.
Персонаж Фреда вообще лишний - никакого существенного влияния на сюжет он не оказывает, как и его "ясновидение" и предложение о замужестве через 2 минуты поверхностного знакомства, которое сделает честь любому пациенту психотерапевта (что не насторожит нашу суперпрофессионалку - она опять плачет о муже, ей некогда). Слабый отвлекающий маневр в 2 строки с попыткой выдать его за убийцу не оправдывает его существования. С той же целью вкинут персонаж Генри - так же бессмысленно. В отсутствие его линии книга ничего бы не потеряла.
Убийца легко вычисляется вскоре после представления персонажа, если вы поймали вайб великого автора. Это очень просто - выберите самое нелогичное и непоследовательное. Автор остановился в половине шага от жутко банального исхода, выбрав просто банальный.
Унылости добавляют звездострадания ГГ "Себастьяяяян". Всё время, когда она не носится как заполошная курица и не тупит, она либо вспоминает покойного мужа, либо боится Персефоны и/или Деметры.
Минус звезда за НатаЩу, дочь русского олигарха и обладательницу сильного акцента.
Еще минус звезда за то, что забыв распутать кучу линий и выстрелить из кучи чеховских ружей, автор не забыл сделать тщеславную отсылку на свой предыдущий роман "Безмолвный пациент". Это важнее!К плюсам можно было бы отнести хороший язык, интересный антураж, неплохой замах фабулы - можно было бы ожидать хитроумного противостояния с убийцей. К сожалению, ни хитрого, ни умного в этой книге нет. И, всё же, что-то из-под пера этого автора я еще прочитаю. Надеюсь, более удачное.
PS Ах, да. Никакого разрекламированного тайного общества с оккультными мистериями там не будет. Наслаждайтесь.
13318