Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голод

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2024 г.

    Боже, эта книжуля ещё хуже, чем «Плоды земли».

    В центре повествования – мужчина средних лет. Когда-то он работал счетоводом в фирме, но что-то случилось, и он оказался без работы, без денег, а вскоре и без жилья. Что мешает ему пойти работать? На мой взгляд, вовсе не гордость, о которой кричит аннотация, а ЧСВ и невысокие интеллектуальные способности: вбил себе в голову, что обладает литературным талантом, потому крапает статьи, которые редко когда покупают. Но чтобы крапать их, ему необходимо дождаться музы, потому чаще всего он просто болтается по городу, как говно в проруби, – и ведёт себя как пациент психиатрической больницы.

    Например, пристаёт к женщине со странными вопросами или берёт извозчика и заставляет его ездить по разным адресам в поиске несуществующего человека, которого сам придумал, а потом убегает, не заплатив. Или прохожий просит у него денег. Поскольку главный герой сам без гроша, не жрал весь день, он – это же логично! – продаёт жилет и отдаёт всё прохожему, не забывая упомянуть, какой он хороший, ведь последнее с себя снял. И это – потребность хорошо выглядеть в глазах окружающих, помноженная на тщеславие – пожалуй, единственная мотивация, которую озаботился выписать автор.


    Вот это – достойное поведение! Никаких разговоров, ни слова этой дряни, преспокойно скомкать крупную ассигнацию и швырнуть в лицо своим врагам. Вот это называется вести себя с достоинством! Поделом им, скотам!

    У главного героя нет личной истории, какого-то вразумительного прошлого – мы встречаем его уже в нужде, когда он находится на грани выселения из комнаты. При этом неделями он не голодает. Это продолжается день-два-три, потом на него сваливаются деньги, которые он бездарно тратит, доказывая окружающим, что он выше их всех вместе взятых – и так по кругу. По сути, книга даже и не о голоде, а просто о высокомерном и мелочном человеке, попавшем в сложное финансовое положение, но при этом ничего не предпринимающего, чтобы из него выбраться. Поскольку автор не рассказывает читателю всю историю его жизни, к нему не только сложно проникнуться сочувствием, но и понять многие поступки – и в этом, на мой взгляд, главный недостаток книги. А не в том, что герой какой-то там плохой.

    Причём отсутствие какой-либо обоснуйности в поступках касается и второстепенных персонажей. Больше всего заставил закатывать глаза эпизод с семьёй хозяйки гостиницы. Наш голодающий поселился у неё, когда ему привалило денег. Они закончились. Женщина какое-то время его не выселяла, даже подкармливала. Но вскоре появился новый постоялец, и она попросила главного героя перебраться в их семейную комнату, где он продолжал задарма спать на лавке и есть её бутерброды. У женщины двое детей, третий на подходе, муж и парализованный отец на руках – есть на что потратить деньги. Но она ещё приютила нищего и не тыкала его носом в свою доброту, как делал тот в свои лучшие деньки. А потом Гамсун вставляет пару сцен, показывающих, как жестоко эта семья относится к парализованному деду, – и возникают вопросы.

    Осталось чувство, что автор не только всю историю вырвал из контекста, сделав её нереалистичной и бессмысленной, но ещё и выдрал большой кусок перед последними страницами, объясняющими волшебную трансформацию героя (и я не про пирожки – тут всё в рамках его психического заболевания). Невольно задаёшься вопросом: а точно ли тот же самый герой пошёл наниматься юнгой.

    И это типа новаторский роман, принёсших Гамсуну славу? Неисповедимы пути твои, Господи…

    23
    533