Рецензия на книгу
Совесть против насилия
Стефан Цвейг
Аноним5 октября 2014 г.В книге автор дает подробное описание женевского периода жизни Жана Кальвина, религиозного реформатора и тирана. Протестантизм появляется как оппозиция католичеству, в которым было много проблем: злоупотребления священства, индульгенции, роскошество пап, инквизиция...,ставя перед собой задачу возвращения к апостольскому христианству. Но любая революция- это потери и откат назад. Уничтожением старых устоев ничего не добиться, необходимо уметь строить и созидать, а это- процесс длительный.
Так и здесь, разбиты скрижали старого закона, католичество изгнано, монастыри разрушены, иконы сожжены, протестантизм становится единственной властью, но те, кто рушили, оказались неспособны строить. Да и среди руководителей Реформации нет единства, и, вместо единой протестантской церкви возникают отдельные направления, каждый осуществляет реформацию на свой лад. В итоге происходит не очищение Церкви, как хотелось изначально, а новые ереси.
В 1536 году Кальвин прибывает в Женеву, постепенно завоевывая авторитет, а за ним и власть. Большая часть книги посвящена описанию его борьбы с инакомыслящими- в частности с Мигелем Серветом и Себастьяном Кастеллио.
В Женеве покончено со "свободой христианина", которой требовал Лютер, с пониманием религии как дела индивидуальной совести.Это диктатура, а диктатура не может существовать без насилия. И начинают твориться вещи похлеще инквизиции. Как говориться, с чем боролись, на то и напоролись.
Запрещено любое несогласие с идеями Кальвина, любая критика. Если Мартин Лютер начинал Реформацию принципом "убрать из Церкви все, что противоречит Библии", то Кальвин идет дальше и убирает все, что в Библии не требуется. Запрещаются всякие увеселения, музыка, театр, даже смех под запретом! Отныне колокола молчат, изгнаны торжественные мессы, все символы, обычаи, торжества и праздники.
Кальвин яростно вычеркивает из календаря все праздничные дни. Ликвидируется Пасха и Рождество, отмечавшиеся уже в римских катакомбах, упраздняются дни святых, запрещаются старые обычаи; бог Кальвина хочет, чтобы его не чествовали и даже любили, но чтобы всегда боялись.Как же дико это все! Во время чтения в голове не укладывалось, как же можно так извратить идею Церкви, Церкви торжествующей и радующейся, в которой практически каждый день был Праздником!
Эта книга была написана в 1936 году, осуждая фанатизм и подавление свободы личности, С. Цвейг дает свою оценку набирающему обороты фашизму.16374