Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Загадка старого кладбища

Алексей Атеев

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2014 г.

    Живя ежедневно, ежечасно и ежеминутно в этой повседневной материальной реальности, как-то забываешь о многообразии и многослойности мироздания. Забываешь о том, что мир совсем не то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус, что картина реального существующего мира вовсе не такова, какой она кажется нам, закосневшим в своей гордыне собственного величия и исключительности. Простым подтверждением тому могут быть давно уже опробованные и распознанные человечеством явления и факты из мера реально существующего, но человеком напрямую не ощущаемого. Это и радиоволны, и всякие там рентгеновские и гамма-лучи — и то и другое и третье суть всего лишь волны, но находящиеся по разным сторонам диапазона видимого людьми спектра излучений; это и весь изучаемый теперь инструментально микромир как живой так и неживой материи — мир простейших, и мир молекул, атомов и элементарных частиц. Примеров можно найти множество, и всё это только подтверждает вероятную, возможную правоту сторонников разного рода идей и гипотез о существовании наряду с миром материальным мира духовного, тонкого, неведомого и таинственного, волнующего и притягательного.

    В этом мире мистического обитают уже другие сущности — боги и божки, ангелы и демоны, души, всякие чистые и нечистые силы, тут управляются колдуны, ведьмы, маги и волшебники, феи и прочие повелители стихий и других потусторонних сил. Существует ли этот ирреальный мир на самом деле — трудно сказать однозначно. Для человека в этом убеждённого он столь же материален и реален, как мир наших супермаркетов и автозаправок, и «знающие» так же легко ходят в таинственную Шамбалу, как мы ходим в баню... А коли ты материалист до мозга костей и до полного отрицания того, что наукой не подтверждено, так и всё что касается этого «тонкого» мира тебе кажется сказкой и нелепицей, выдумкой и фантазией, спекуляциями вокруг модной темы или погоней за длинным рублём/долларом...

    Как бы то ни было, но довольно много людей верит в существование чего-то эдакого. Одни с горячечным блеском в глазах истово будут тебя убеждать в своей вере, другие с заходом солнца никогда не пойдут на кладбище и будут разбрасывать соль не то что шепотками, но и горстями в попытках уберечься от сглаза и других вредоносных влияний и воздействий, третьи... третьи просто сядут за пишущую машинку... хорошо-хорошо, за компьютер — сядут и начнут писать про всё это книжки. Хорошие и не особо, интересные и скучноватые, толстые и на один зубок... Такие, как эта.

    Дальше больше, и бонус имеется :-)

    Довольно простая по замыслу и не особо навороченная по исполнению история-страшилка. Без всяких там первых-вторых смысловых планов, без морали и без нравоучительства. Действующие лица самые обыкновенные для такого рода книг, да и событийная схема весьма проста: какой-то человек (Валентина Степановна Петухова, заведующая библиотекой) волею самых обыденных и ничего не предвещающих обстоятельств (поездка за грибами) напрямую сталкивается с теми или иными действиями потусторонних сил (у нас это обряд поднятия мёртвых). А потом становится помехой/преградой для этой самой тёмной деятельности и претерпевает разные приключательные происшествия — с тем или иным исходом, как благополучным, так без оного. По ходу пьесы, так сказать, автор такого рода книги обычно старается поднагнать жути, вздыбить волосы на голове читающего и заставить его прятать тёмной ночью буйну голову под одеяло (ведь даже дети знают, что это самое безопасное место после «подкровати»). Вспомните-ка гоголевскую «Страшную месть»... И в этом смысле книга у Николая Атеева не удалась — как-то упустил он такие возможности, как-то у него нестрашно покойнички из землицы вылазили, слеподырами глаз «смотрели», да и коряжками полуразложившихся рук хватали наших героев совсем неубедительно и с полной безнадёгой. В общем в этом моменте автор за своими кадаврами недоглядел...

    Не блистает представленная нам на суд книга и особыми глубинами прорисовок образов. Как теперь принято говорить — персонажи повести довольно грубовато вырезаны словно по картонному шаблону, как будто они взяты из стандартного набора персонажей книжек этого жанра. Что наша уважаемая библиотекарша Валя, что профессор-энтомолог Струмс, что дедушка-колдун Асмодей со своими ведьмами, что прочие названные и упомянутые в книге герои (да там и действуют-то всего-навсего 13 человек из разряда живых, да плюсом к ним пара-тройка зомби отечественного «производства», да ещё пара имён просто упоминается в контексте действия — вот и вся «немогучая» кучка героев) — все они прописаны очень скупо и без всяких околообразных и околосюжетных дополнительных «картинок», углубляющих портрет нюансами и характеристиками. Тут этого нет. Но! — по совести говоря, и не требовалось.

    Если воля и искусство творца/создателя такого рода книги сотворят завлекательный сюжетец с закоулками поворотов и вертикальными колодцами/лифтами выходов из книжно/приключенческих ситуаций, то читать такое сочинение бывает довольно интересно. В этом смысле книжка странным образом понравилась — не настолько, чтобы сознательно такую покупать, но вот для чтения в дороге, например, лёжа на верхней полке вагонного купе, она будет в самый раз. Или для дарованной странной прихотью организаторов передышки в игре. Ничем иным не могу объяснить включение книг этого автора в список конкурсных заданий. Хотя... довольно легко писать рецензии на книги умные, со смыслом, с особым литературным языком, с остротой проблематики и прочими выпуклыми особенностями — тут и собственные мысли начинают скакать как тушканчики на горячей плите, только успевай ловить да записывать. А вот что-то более-менее пригодное написать на книгу совершенно проходную и чисто развлекательную — тут поломаешь голову (а при эмоциональном срыве и клавиатуру и мышку заодно дербалызнешь в сердцах об пол!)... Так что не судите строго, господа :-)

    P.S. Что касаемо сходства творчества Атеева с «королём ужасов», то я ни Стивена, ни Кинга… ни даже Стинга в книге не нашёл!!! Да ведь и жутко не было нисколько.
    P.P.S. Непонятно, как один из зомби смог прорваться сквозь магический круг, если остальные пройти не смогли. Да и бабка Агриппина Кузьминична крестится вовсю, хотя и ведьма (пускай и «белая»)…

    БОНУС
    - А не нужно ходить за грибами в незнакомые места. А коли не знаешь, так людей слушай — да не только грибников, но ещё и знающих, ведающих… Хм… впрочем, с ведающими тоже середина-наполовину, только с ними, с ведающими, свяжись, будут тогда тебе и грибочки в крапинку, и отварчик с глюками.

    Так в восьмидесятые говаривала моя знакомая, добрейшая тётка Нина, соседка и по совместительству знахарка местного пошиба. Лечила тётка Нина всякие пупки, ушибы, заговаривала орущих младенцев да рожно-кожную паршу. Платы за лечёбу деньгами не брала, но угощением не брезговала, дары принимала. Причём сколько бы ты ни дал, всегда была довольна, и всегда ей даденого было достаточно. Говаривали втихаря, что умела она при случае и заговор учинить, да и помощью нечистого попользоваться, да ведь людские языки злые, бог знают, что мелют...

    А вот под семьдесят годочков когда ей стукнуло, то как-то раз молчком поманила она меня, идущего мимо её огорода, рукой, да как-то так поманила, что как я ни спешил, но отказаться не смог и пошёл за молчащей тёткой Ниной в дом. В избе никого не было, только ходики тикали да кот молча боднул меня в ноги лобастой башкой c рваными и потому кажущимися клочковатыми ушами и величаво выскользнул в дверь на улицу.

    - Чаю будешь? — не то спросила, не то утвердила тётка Нина вердикт, я молча кивнул и стал прихлёбывать поданный чай, ожидая, что она мне скажет.
    - Вот что, милый, я ведь кругами ходить-то не люблю, знаешь ведь меня. Так что скажу сразу — подошёл мне срок. Немного мне осталось на этом свете быть. И надобно мне своё дело, своё умение передать наследнику. А в тебе, гляжу я, жилка-то нашенская есть. Сопрятана, конечно, дремлет внутрях-то, но есть, есть, я вижу — тётка Нина мелко засмеялась дребезжащим смешком и глянула остро и пронзительно мне в глаза.
    Я опять молча пожал плечами — в роду у меня никаких чертознатцев вроде не было, хотя дальняя и совсем незнакомая молдавская родня по отцовской линии могла носить в себе какие угодно способности — отец о них никогда не говорил ничего, а на разные вопросы отмалчивался.
    - Ты вот что, ты ступай сейчас, но крепко подумай над моими словами, да слышь-ко, никому о нашем разговоре не говори, — тётка Нина вывела меня во двор и пошла в огород. – А сроку думать неделя всего, так что решай…

    С той поры минуло уже с четверть века, тётки Нины нет уже на этом свете, и кому она передала своё умение помогать людям, и передала ли вообще — я не знаю. Но иногда кольнёт сердце сожаление, что не согласился я тогда, не пришёл к ней и не сказал — Да, я согласен…

    29
    337