Рецензия на книгу
Чудовище должно умереть. Личная рана
Николас Блейк
Аноним31 марта 2024 г.О чем могут поведать дневники
В сборнике представлены два наиболее популярных романа Николаса Блейка. Это литературный псевдоним Сесила Дей Льюиса, английского поэта, критика, детективного писателя. Его писательская карьера состоялась в 1940-60-е годы прошлого века, в период очередных переосмыслений детективного жанра и потребностей читателей-современников.
«Чудовище должно умереть». Это четвертый роман из серии "Найджел Стрейнджуэйс" (так зовут сыщика-бездельника, титульного персонажа цикла), вышедший в 1938 году под оригинальным названием «The Beast Must Die».А в 1974 году вышел одноименный фильм. По версии Guardian этот детектив и второй из сборника входят в список из «1000 книг, которые должен прочитать каждый». Вот я и приобщилась. И хочется отметить, какое мотивационно драматичное начало у этой истории. Эмоциональное, загоняющее в определенные рамки и фокусирующее сюжет на четкой задаче. Сбит насмерть маленький мальчик, автомобиль скрылся, безутешный отец сходит с ума от психологической боли и желания найти преступника. Казалось бы, все предопределено, остается лишь два вопроса: верно ли нашел он чудовище и удастся ли ему его месть? Но потом автор решил поиграть с читателем с кошки-мышки и начал этот сюжет запутывать, вводя то одного, то другого подозреваемого. Половина истории – это дневник того самого героя-отца, то есть мы смотрим через его восприятие на все события. Вторая половина – живые действия, которые включают в себя непосредственно преступление, его расследование и раскрытие. Первая половина затягивает, она любопытна эмоциональностью и знакомством со специфичным семейством. Вторая, если честно, больше разочаровывает, хотя все каноны детектива тут соблюдены. Возможно все потому, что расчет у того, кто в итоге убил чудовище, был чисто на «авось сработает», без улик, без каких-то особенных доказательств, - мне показалось автор подыграл в этом моменте. Что понравилось же – так это хорошая расфокусировка, литературная игра с читателем и такие разные характеры персонажей, да и мотивация сильная у всех подозреваемых.
«Личная рана». Внецикловый роман, вышедший в свет в 1968 году под названием «The Private Wound». Судя по всему, это закатная, последняя работа автора. Место действия этого детектива – Ирландия. Время действия – промежуток между Первой и Второй мировой войной, где-то 1938 год, Гитлера уже обсуждают, осуждают, да и схемы политического деструктива тоже в сюжете будут наблюдаться. И еще, что меня удивило, это крайне антипуританский роман, явно навеянный какими-то моментами сексуальной революции. Такая свобода в подаче весьма неодобряемых сексуальных связей в религиозной Ирландии (обычных, межполовых, но тем не менее, порочных, по мнению большинства). Адюльтер в общем-то редко когда может снискать одобрение. Одна из героинь – раскованная, сексуальная, молодая, красивая, довольно свободная в своих поступках, с низким порогом семейных ценностей, - и между тем описанная приятно и с любовью. Парадоксальные отношения, которые и в теперешнем более раскрепощённом мире, не кажутся правильными, - описаны так свободно. И такие удивительные реакции мужа и любовника, что, кажется, нарочно такое сложно придумать, ибо максимально алогично, невольно закрадывается мысль о какой-то степени реальности происходившего, что застал автор и что затронуло его лично. Преступника я тут угадала, причем в двух линиях преступлений, а вот рассказчик по сути своей симпатии не вызвал, хотя, возможно, его оправдание это молодость. Из интересного будет и погружение в мировоззрение ирландцев, в их национальную память и историю, особенности таких острых взаимоотношений с англичанами. Не менее исторично и символично послесловие, автор все-таки пытается убедить в реальности произошедшего и можно сказать кричит (устами придуманного персонажа очередного, но все-таки) о необходимости пристальнее взглянуть на сюжет.41236