Рецензия на книгу
Почти серьезно...
Юрий Никулин
Julay30 сентября 2014 г.Юрий Никулин – талантливый клоун, талантливый комедийный и драматический артист, но у него был еще один талант, возможно, самый главный – быть настоящим Человеком. Нет, не подумайте, что Юрий Владимирович в автобиографии всячески расхваливает себя, подобного даже близко нет. Наверное, я не смогу передать это словами, просто после прочтения остается совершенно четкая уверенность в том, что из себя представлял Юрий Владимирович. А после просмотра многих передач, ему посвященных, можно только удивляться, что при всех своих достоинствах он был еще очень-очень скромным.
Страшно представить, но мы могли так никогда не узнать этого имени. Ведь у главного клоуна страны, любителя и собирателя анекдотов, за плечами остались семь жутких лет войны. Блокада Ленинграда, цинга, куриная слепота, обморожение ног, не единожды чудесное спасение из-под артобстрела – судьба хранила и вела сквозь все испытания. Никулин не любил вспоминать обо всем этом, но отголоски того времени нет-нет, а давали о себе знать. Говорил, что юмор помогал на войне, поддерживал веру, не давал бесследно исчезнуть оптимизму. Смеясь, люди забывали о ежеминутной смертельной опасности.
Некоторым историям и совпадениям в книге могут позавидовать даже те сценаристы, которые никогда не жаловались на фантазию. А Юрий Владимирович – замечательный, интереснейший рассказчик. Немного о детстве, о семье, о второй своей страсти – работе в кино, и много-много о цирке во всех его появлениях. Как могло быть по-другому? Это второй дом, это счастье, это жизнь!
Все артисты Союзгосцирка делятся на категории: от четвертой до высшей. Я же делю клоунов только на две категории: смешных и несмешных.Однажды Никулин услышал от своего учителя Карандаша фразу, которая глубоко врезалась в память: «Клоуном нужно родиться». Еще долго эти слова преследовали Юрия Владимировича, заставляя сомневаться, подходит ли он под нее или нет.
Успех к паре Никулин - Шуйдин (просуществовавшей на сцене тридцать лет) пришел, конечно, не сразу. Ему предшествовали долгие поиски своего места, своего репертуара, своего лица, чтобы быть непохожими на других. Они постепенно постигали детали творческого мастерства. Как говорить, где говорить, как при этом двигаться. Ведь учитывается малейший поворот головы при правильной подаче текста. Смешно вспоминать после тысячи сыгранных представлений ужас при первом самостоятельном выходе на манеж.
Всякое было за эти десятки лет… Трудности кочевой цирковой жизни, только по-настоящему влюбленный в свое дело человек мог их все выдержать. Есть в цирке своя атмосфера, свои правила, свои приметы, которым надо следовать неукоснительно. Иной раз пренебрежение может стоить не просто сорванного номера, а последствий куда серьезней. Например, нельзя сидеть к манежу спиной или грызть семечки в зале, ни в коем случае нельзя мысленно тратить еще не заработанные деньги. Из-за последней Юрий Владимирович один раз чуть не поплатился жизнью. Совпадение или нет, но таких случаев на памяти у каждого артиста наберется сполна.Зритель видит итоговую красивую картинку, как вышли пару человек, подурачились немножко в свое удовольствие и скрылись спокойно за кулисами. А ведь за всем этим стоит колоссальная работа! Придумывание, рождение новых номеров, ценность каждого найденного смешного трюка. Но придумать трюк – это далеко еще не все, это даже не половина дела. Его надо как-то воплотить в жизнь, разработать технику, найти или сделать необходимый реквизит. Иногда же случалось все наоборот. Попадалась какая-то забавная вещь и уже вокруг нее выстраивался номер. Юрий Никулин искал смешное везде, что нас окружает: «в книгах, фильмах, рисунках и особенно – в людях, в жизненных ситуациях. В жизни немало смешного».
Пару забытых старинных реприз, которые не перестали быть понятными и смешными со временем, Юрий Владимирович много лет спустя использовал в кино. Так, некоторые из них теперь очень хорошо нам известны. В цирке же брать чужое Никулин считал глубоко непорядочным. Нужно самим постоянно развиваться, не стоять на месте, чтобы не оказаться в глупом положении или попросту не зачахнуть. Никогда до этой книги я не задумывалась, какой на самом деле каторжный труд – быть хорошим клоуном. Все для нас с вами, для зрителей!
Когда цирк перестанет удивлять, восхищать, поражать, он перестанет быть цирком.Юрий Владимирович с теплотой вспоминает о людях, с кем довелось работать бок о бок. Фокусники, дрессировщики, акробаты, жонглеры, клоуны. Среди них были как великие, широко известные артисты цирка, так и незаслуженно забытые или оставшиеся по какой-либо причине в тени. За каждым стоит какая-нибудь интересная история, над которой можно искренне посмеяться, а может быть погрустить. Эта книга, пусть на самую малость, но пропуск за кулисы, возможность прикоснуться с этим удивительным, пестрым, волшебным миром, узнать нюансы и подводные камни различных жанров. До прочтения я считала, что не люблю цирк. Теперь я уже в этом совсем не уверена, ведь
Когда узнаешь цирк, то не сможешь его не полюбить.2064