Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним30 марта 2024 г.Встретишь Будду – убей Будду
В Киото в 1397 году сегун Асикага Ёсимицу построил дворец, который впоследствии был переделан в храм Рокуондзи, совершенно невероятной красоты строение, окруженное великолепным садом (это можно найти на YouTube и погулять там благодаря пользователям, выложившим эти ролики). Сам храм еще называют Кинкакудзи, что значит «Золотой павильон». И он действительно золотой – выше нижнего яруса он покрыт листьями чистого золота. 2 июля 1950 года монах Хаяси Дзёкан в возрасте 21 года поджег этот храм, причиной этого поступка стали психические расстройства молодого человека. Павильон сгорел полностью. Масштаб этой трагедии был очень велик, что побудило писателя Юкио Мисиму обратиться к этой истории и написать свою художественную версию данного события. Найти мотив этого действия, этого преступления, понять его суть.
Роман «Золотой храм» написан от первого лица, рассказчиком выступает Мидзогути, молодой монах, который с каждым годом в результате определенных событий, решений и врожденного недуга – заикания – все больше отдаляется от окружающих и замыкается в себе, в своих мыслях. Он очень хочет жить, но есть что-то, что владеет им, останавливает его, не позволяет приблизиться к жизни. Мидзогути полностью попал под влияние этого что-то, и этим объектом становится для него Золотой храм.
Лейтмотивом всего повествования является размышление о Прекрасном. Что представляет собой Прекрасное в наших жизнях, что стоит за ним, как это Прекрасное должно себя вести. Может ли оно просто существовать и позволять людям приближаться к себе, смотреть на себя, наслаждаться собой. Является ли это стремление в человеке – прикоснуться к Прекрасному – светлым намерением, или наоборот, темным и злым. Ведь даже в тихой и безмятежной картине природы герой чувствует дыханье ада. Или же Красота – это опасность? Могущественная сила зла, которая подчиняет тебя свое воле. И оно должно прятаться, дабы не омрачать своим совершенством и притягательностью других существ, неидеальных, с внутренними или внешними проявлениями уродства.
Интересно, что именно в мыслях героя представляет собою Уродство. И здесь есть более привычные нам, более банальные вещи, вроде уродства души, темных поступков, цинизма, зависти и прочих черт, но автор на этом не останавливается. Например, Мидзогути не принимает свою мать, он не может ее терпеть, она ему отвратительна. И в своих попытках понять причину такого отношения, он задумывается о том, что ее Уродство – это присущая ей неугасающая надежда, которой она давит на своего сына, мешает ему свободно вздохнуть.
И в конце концов отчаянное положение героя заводит его еще дальше в попытках дать определение Прекрасному. Возможно, истинное прекрасное – это акт чистого разрушения. И на эту мысль его подтолкнули Сутры и религиозные трактаты, особенно эпизод с котенком и изречение об истинном освобождении: «встретишь Будду – убей Будду».
11292